Brussels Blog
В июне лидерам Европейского Союза предстоит поездка в Ханты-Мансийск, где у них состоится встреча на высшем уровне с новым президентом России Дмитрием Медведевым. И мне вот подумалось - а найдут ли они время пройтись по этому бурно развивающемуся западносибирскому городу и посетить угол улиц Пионерской и Свердлова? Лучше бы нашли: ведь именно в этом месте, перед Школой No 5, недавно воздвигнут памятник жертвам сталинских репрессий - во всяком случае, так написано на сайте городской мэрии.
Сам факт существования такого памятника должен сказать любому, что прежде чем выносить какие-то суждения о сегодняшней России, надо обязательно хорошо подумать. Действительно, при Владимире Путине эта страна сместилась к более авторитарной и централизованной форме власти. Действительно, имеет место ограничение гражданских свобод. И, тем не менее, в России много таких, кто, как и раньше, полон решимости не скрывать правду о ее кровавом коммунистическом прошлом. Иными словами, фигуру Сталина сегодня невозможно убрать из российской истории столь же легко, как он 'убирал' своих противников.
Действительно, с наведением в России путинского порядка и восстановлением ее внешнеполитических великодержавных амбиций отношения между Россией и ЕС стали в некотором роде хуже. Однако это еще никоим образом не означает, что Россия стала 'обществом соглашателей'. Как заявил на прошлой неделе Олли Рен (Olli Rehn), комиссар Евросоюза по расширению, в своем весьма глубоко продуманном выступлении, 'рост среднего класса и количества предпринимателей в России в конечном итоге приведет к усилению социального заказа на охрану права собственности - то есть, в конечном итоге, на правовую определенность'.
- Не исключено, что в результате этой внутренней динамики Россия сама реформирует свою правовую систему и сделает более ответственной систему политическую - хотя это и нельзя никоим образом считать автоматическим процессом, - сказал Рен.
Да, о нынешних лидерах России вряд ли можно с уверенностью сказать, что они действительно разделяют основные ценности ЕС - свободу, демократии и верховенство закона. Однако ту же самую картину мы наблюдаем и в других странах, отношения с которыми важны для ЕС - в частности, у многих наших соседей на южных берегах Средиземноморья. И у нас нет выбора - что с этими соседями, что с Россией надо как-то налаживать отношения. Даже если бы Россию и возможно было выкинуть из "Группы Восьми" ведущих индустриальных держав мира, как в марте предлагал кандидат от республиканцев на пост президента США Джон Маккейн (John McCain), делать это было бы неразумно.
Если уж так надо, ЕС и США должны сами проявлять в отношениях с Россией твердость, сочетая ее с практичностью - и, прежде всего, они должны сами для себя признать, что вести дела с Москвой становится тем труднее, чем меньше единства наблюдается между странами Запада. 'Мы по опыту знаем, что Россия уважает ЕС, когда мы оказываемся способны занимать единые позиции и действовать соответственно. И, напротив, Россия всегда готова сыграть на отсутствии единства между странами-членами Союза', - писали в марте в совместном послании к Словении как стране-председательнице ЕС министры иностранных дел Великобритании и Франции Дэвид Милибэнд (David Miliband) и Бернар Кушнер (Bernard Kouchner).
Что и говорить, святая правда. Вот саммит в Ханты-Мансийске и покажет, стоит ли считать эти мудрые слова более чем сотрясением воздуха.
_________________________________________
Европа должна найти ответ на ужесточившуюся позицию России ("The International Herald Tribune", США)
Разделяй, властвуй или забалтывай ("The Economist", Великобритания)
Витаутас Ландсбергис: 'Москва ни в грош не ставит Евросоюз' ("L'Express", Франция)