На первый взгляд правительства бессильны перед неумолимым ростом нефтяных цен, поднявшихся с 20 долларов до 120 меньше чем за десятилетие. Однако в реальности страны мира могли бы заметно уменьшить ущерб, который несет экономика. Для этого необходимо, чтобы нефть стала главной темой следующего саммита 'Большой восьмерки'. Еще лучше было бы организовать расширенный саммит с участием индустриальных стран, активно потребляющих энергоресурсы развивающихся рынков и крупных производителей нефти.
Перед подобным саммитом должно стоять три задачи: борьба за эффективный расход энергии, чтобы снизить будущий спрос на нефть, стимулирование инвестиций в новые месторождения и смягчение финансовых последствий возвращения миллиардов долларов, полученных странами-экспортерами в виде выручки от продажи нефти, обратно в потребляющие страны. Международное сотрудничество сильно облегчило бы все эти три задачи, к тому же у сторон достаточно общих интересов, чтобы сделка в мировом масштабе стала возможной.
Повышение эффективности автомобильных двигателей, а также распространение топливных элементов и других технологий, позволяющих экономнее расходовать нефть, могли бы в будущем снизить спрос. Не хватает только стимулов для инвестиций. В разработку новых видов двигателя вкладывалось бы намного больше средств, если бы на всех крупных рынках были введены жесткие (и одинаковые) стандарты экономии топлива. Инвестиции в новые энергетические технологии серьезно возросли бы, если бы все страны обещали им свою поддержку.
Крупные растущие рынки могли бы ограничить спрос, повысив цены на топливо для предприятий и автомобилистов и отменив субсидирование, а также ужесточив стандарты экономии топлива. Поступить так - в их интересах: топливные субсидии сильно обременяют бюджет стран вроде Индонезии, а международное соглашение могло бы послужить политическим прикрытием для подобных непопулярных мер.
Производители нефти, такие как Саудовская Аравия, разумеется, не заинтересованы в снижении спроса, однако и для них в саммите была бы своя выгода - ценовая стабильность. Безудержный рост цен, заканчивающийся обвалом, явно не входит в интересы экспортеров. Другой приманкой для них может послужить уменьшение ЕС и США субсидий на производство биотоплива, или, как минимум, ясность по поводу того, сколько биотоплива будет подмешиваться в бензин в будущем.
Главное, что могли бы сделать производители нефти - увеличить инвестиции в добычу. Снижение субсидий на биотопливо пошло бы этому на пользу, обеспечив производителей уверенностью в сохранении в будущем спроса на нефть. Но кроме этого необходимы договоренности между национальными нефтяными компаниями, такими как мексиканский Pemex, и ведущими интегрированными нефтяными компаниями, такими как Chevron или BP. У первых есть нефть, у вторых - технологии и квалифицированные кадры. Саммит помог бы им объединить эти преимущества.
Рост цен на нефть также бьет и по финансовой системе - торговый баланс в экспортирующих странах улучшается, а в импортирующих, наоборот, ухудшается. Последней задачей саммита должно стать обсуждение мер, необходимых для того, чтобы этот дисбаланс не привел к валютному кризису. Безусловно, немедленного падения цен саммит обеспечить не сможет, однако вместе страны определенно могли бы достичь большего, чем по отдельности.
_________________________________________________
Нефтяной резерв: заливай по горловину ("The Washington Times", США)
Рынок задает высокие цены на нефть, чтобы указать нам путь ("The Financial Times", Великобритания)
Жизнь при нефти по 200 долларов ("The Financial Times", Великобритания)