46-летний Александр Коваль считал свой дом со сдаваемыми внаем меблированными комнатами золотым дном. Это двухэтажное здание с 23 двухместными номерами находится всего в нескольких минутах ходьбы от моря, в Нижнеимеретинской бухте. Это поселок, расположенный в 45 километрах от Сочи, где будут проводиться Зимние Олимпийские игры 2014 года. Но в начале года все надежды Коваля на будущее богатство рухнули, когда возникла опасность того, что благодаря правительственному указу об изъятии его недвижимости на нужды олимпийской застройки его дом и источник дохода не будет иметь никакой ценности. "Перспектива конфискации уничтожила рынок недвижимости в этом районе, - говорит Коваль, - кто будет покупать такую недвижимость, если все знают, что государство ее заберет?" Его беспокойство разделяют тысячи владельцев домов в окрестностях Сочи.
Официальная Россия в июле прошлого года купалась в лучах славы, когда президент Владимир Путин возглавил ее усилия в борьбе за проведение Игр 2014 года и добился успеха. Страна не проводила Олимпийские игры с 1980 года, когда США бойкотировали Московскую Олимпиаду в знак протеста против вторжения советских войск в Афганистан. Поэтому победа Сочи, как заявил один репортер с государственного российского телевидения, стала "возможно, самым большим успехом России в ее современной истории".
Те, кто живут в Нижнеимеретинской бухте, тоже пришли в восторг. Они надеялись на хороший бизнес. Разочарование пришло в январе, когда государство приняло "олимпийский закон", в котором излагаются правила изъятия земельных участков на нужды Сочинской Олимпиады. Этот закон в нарушение положений российского земельного законодательства говорит о том, что споры по поводу изъятия земли будут рассматриваться в суде в упрощенном порядке, когда размер компенсации будет устанавливать только государство.
Как и многие их соседи, Ковали вложили в свой дом все, что у них было. Они продали свои квартиры в городе Ростове, заняли под большие проценты деньги и потратили семь лет тяжелого труда, чтобы построить здание. "В других странах качают нефть, - говорит сосед Ковалей 60-летний Саркис Инечкян, - а мы зарабатываем на жизнь, сдавая комнаты отдыхающим". Самые худшие ожидания оправдались в начале апреля, когда тогдашний премьер-министр России Виктор Зубков заявил на совещании кабинета, что государству понадобится примерно 700 гектаров земли для строительства 200 с лишним олимпийских объектов, часть которых должна быть построена в Нижнеимеретинской бухте. Государство на покупку земли выделило около 3,5 миллиона долларов. Это значит, что сотка земли (российская единица измерения площади земельных участков, соответствующая 100 кв. м) будет стоить в среднем 50 долларов. Но после победы сочинской заявки на проведение Олимпиады цены на землю там с июля прошлого года выросли в пять раз. В апреле сотка земли в районе Сочи стоила от 100 до 200 тысяч долларов. Ковали подсчитали, что смогут продать свои четыре сотки и дом за 1,5 миллиона долларов, и этого им вполне хватит, чтобы переехать в другое место. Однако надежда на это испарилась, и теперь всем жителям грозит поголовное выселение.
В Нижнеимеретинской бухте живет уже шестое поколение Инечкянов. Их предки поселились там в 1911 году, когда царь Николай II дал в этом районе землю переселенцам из Турции. "А теперь Путин отбирает у нас то, что император дал нашим предкам", - говорит Инечкян. Он отмечает, что власти пообещали из экологических соображений перенести бобслейную трассу в горах в окрестностях Сочи в другое место, но "на людей им наплевать".
Андрей Кротун, возглавляющий протесты жителей Нижнеимеретинской бухты, говорит, что они изо всех сил пытались привлечь внимание Международного олимпийского комитета к своим бедам. Но когда 23 апреля члены МОК, наконец, приехали в Сочи, милиция, по его словам, просто избила демонстрантов. В милиции заявления о таких жестоких действиях опровергают, а радиостанция "Голос России" приводит слова известного французского горнолыжника и главы делегации МОК Жана-Клода Килли (Jean-Claude Killy), который заявил, что темпы подготовки к Олимпиаде произвели на него большое впечатление.
Он не одинок. Правительство Москвы и власти уральского города Екатеринбурга готовят свои законы об изъятии земли, которые составлены по образу и подобию сочинского закона. Тем самым, они пытаются облегчить процесс присвоения земель, которые им понравятся. Видимо, в сегодняшней России и без Олимпийских игр можно найти оправдание для конфискации частной собственности.
___________________________________________________________
Предолимпийский кошмар России ("The Wall Street Journal", США)
4000 человек потеряют жилье из-за путинской Олимпиады ("The Times", Великобритания)