Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Что значит для Грузии быть накануне войны

Что сейчас происходит в Грузии?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Внешне выглядит так, что обострение грузино-российских отношений, внутриполитическая борьба и дрязги в целом создают дезорганизованное, трудное для понимания, утомляющее впечатление об этом южно-кавказском государстве, перспективы которого так же непонятны и сомнительны, как и сами события, на которые так и хочется махнуть рукой

В центре внимания латвийских СМИ, внешнеполитических экспертов и интересующихся - вопросы Грузии, которые в заголовках новостей появляются при слабой конкуренции, начиная с августа 2007 года, когда с прицелом на грузинский радар по наблюдению за воздушным пространством был запущен снаряд, который, к счастью не взорвался. Таким образом, проще было установить 'хозяина' бомбы - арсенал Вооруженных сил России (это признали также специалисты европейской группы экспертов). В числе последних событий стоит упомянуть ввод дополнительных российских войск и военной техники в регион Абхазии в начале мая. А совсем скоро - 21 мая в Грузии пройдут парламентские выборы - наступит важная с точки зрения внутренней политики точка отсчета.

Внешне выглядит так, что обострение грузино-российских отношений, внутриполитическая борьба и дрязги в целом создают дезорганизованное, трудное для понимания, утомляющее впечатление об этом южно-кавказском государстве, перспективы которого так же непонятны и сомнительны, как и сами события, на которые так и хочется махнуть рукой.

И, возможно, именно это - 'махнуть рукой' - является одним из наиболее ожидаемых событий для творцов внешней политики и государственной власти этой страны, что аналогичном образом ставило палки в колеса Латвии в процессе нашей интеграции в Европейский Союз и НАТО.

Задача Грузии

Что сейчас происходит в Грузии? Как на это смотреть нам, Латвии и другим странам ЕС, которые продекларировали, что поддерживают грузинские реформы и усилия по евроатлантической интеграции?

В настоящее время Грузия создает и развивает демократическую систему. Допускает ошибки, неоспоримой из которых можно считать грубое применение силы в начале ноября 2007 года при разгоне демонстрации оппозиции, что признал и президент Саакашвили. Президентские выборы в январе в целом были признаны демократическими, а повторно избранный президент - легитимным для занятия этой должности, однако не было недостатка и в серьезной критике со стороны наблюдателей ОБСЕ - непонятный процесс подсчета голосов, влияние на избирателей, использование административного ресурса. Два недавних доклада ОБСЕ о процессах накануне выборов в парламент также указывают на нарушения.

Задача Грузии - последовательно продолжать укрепление демократических традиций и практики, а тем, кто считает себя сторонниками Грузии, в свою очередь, нужно последовательно продолжать начатую политику, и напоминая об ошибках, и поддерживая усилия Грузии по их устранению и исправлению.

Возможности России

Одно из серьезнейших за последние годы обострений в грузино-российских отношениях, когда Грузия ближе всего находилась 'накануне войны', наблюдается в течение последних недель. Причина - ввод дополнительных российских войск в регион Абхазии.

Россия ссылается на заключенное в 1994 году соглашение о поддержании мира между Россией, Грузией и Содружеством Независимых Государств (СНГ), однако не соблюдает условие о том, что на увеличение численности войск необходимо получить согласие и Грузии, и СНГ. Таким образом, как считает эксперт по кавказским государствам, аналитик политических процессов Jamestown Foundation Владимир Сокор, Россия нарушила и международные нормы, и подписанные ею договоры. Россия также не проинформировала своевременно миссию наблюдателей ООН об увеличении своих войск и их специфике - численном составе и вооружении - как это предусмотрено договорами о поддержании мира.

Вопреки аргументации и утверждениям России, миссия наблюдателей ООН в Грузии не нашла подтверждения концентрации грузинских сил в Кодорском ущелье и вблизи грузино-абхазской границы.

Это, разумеется, не мешает России увеличивать свои войска и сбивать разведывательный самолет Грузии, которая, в соответствии со своим правом, наблюдала за территорией Абхазии. В итоге с ликвидацией возможности Грузии наблюдать за своей территорией, возрастут возможности России проводить военные операции, причем о них никто не будет знать и никто не будет их контролировать.

Должностные лица Грузии (президент, министр иностранных дел, премьер) назвали действия России актом агрессии, который направлен на то, чтобы присоединить Абхазию к России, лишив Грузию ее законного права на свою территорию и государственную целостность.

Распоряжение президента России Владимира Путина правительству от 16 апреля об установлении официальных тесных контактов с управлениями самопровозглашенных регионов Абхазии и Южной Осетии нельзя воспринимать иначе, как подрыв государственной целостности Грузии и четкий сигнал с целью дестабилизации ситуации и провоцирования конфликтов.

Различные 'тона'

Трудно сопоставимы 'тона ' России и ЕС, когда речь идет об одних и тех же событиях. В последние три недели стоило задать вопрос о роли и позиции остальных членов ЕС и НАТО.

Реакция была неадекватна серьезности ситуации. Специальный представитель МИДа России по отношениям со странами СНГ заявил, что 'территориальная целостность Грузии сейчас только теоретическая гипотеза', и Россия готова преобразовать ее в 'практическую реальность'. Видимо, под этим подразумевался ввод дополнительных российских войск пятью днями позже. Ясно, о какой 'практической реальности' идет речь. Представитель президентствующей в ЕС Словении, комментируя ситуацию в грузино-российских отношениях, сказал о том, что ЕС не будет принимать чью-либо сторону, однако призвал к мирному разрешению конфликта. Мягко говоря, трудно сопоставимый тон и установка к действиям для каждой из сторон.

В то же время НАТО заявило о 'тесной поддержке' Грузии и считает, что Россия 'должна изменить свое решение' об установлении прямых связей с сепаратистскими режимами, которое можно расценивать как подрыв суверенитета Грузии.

Вклад Латвии

Большим, чем во всех других случаях обострения был вклад Латвии. В таких ситуациях мы обычно задаем вопрос: что сделала Латвия? На этот раз благодаря активной деятельности министра иностранных дел Мариса Риекстиньша, вклад Латвии был большим, чем при всех остальных случаях напряженности: министр призвал коллег по ЕС поехать в Грузию, тем самым символически лишь только этим указав на серьезность обострения. В то же время надо спросить: неужели визит министров иностранных дел пяти стран (Латвии, Словении, Польши, Литвы и Швеции) в Грузию максимум того, что может ЕС, в составе которого 27 государств?

Представители Грузии очень четко и недвусмысленно призвали и подчеркнули, что у ЕС есть возможность дать понять России, что могут наступить серьезные политические последствия для отношений, если Россией будет продолжать нарушать суверенное право Грузии и международное законодательство. Европа не ответила в унисон; где уж там разговор с Россией о 'политических последствиях'.

Как действует Россия

Россия использует хорошо проверенную и практиковавшуюся тактику. Важно понять, что конфликт в регионе Абхазии и грузино-российский конфликт не случайно вспыхнули накануне парламентских выборов в Грузии. Россия применила хорошо проверенную и практиковавшуюся тактику - использовать внутриполитические проблемы государства, чтобы добиться их максимальной эскалации и одновременно дискредитировать внешнеполитические усилия государства. Хорошим примером этого может служить Латвия. Вопросы Второй мировой войны и латвийских легионеров, прав русскоязычных, Холокоста, большого количества неграждан постоянно присутствовали в риторике и аргументации России в то время, когда Латвия находилась в процессе присоединения в Европейскому Союзу и НАТО. И не из-за озабоченности России нюансами исторической справедливости.

Аналогично и в случае с Грузией - чем нестабильнее там внутриполитическая ситуация, чем сильнее внутренние противоречия, да еще и конфликты военного характера, тем выше вероятность того, что усилия Грузии по интеграции с Западом останутся на уровне пожеланий. А чем дальше Грузия от членства в НАТО, тем ближе исполнение внешнеполитических амбиций России.

Мартиньш Мурниекс - директор программы 'Более широкая Европа' Фонда Сороса в Латвии, наблюдатель на президентских и парламентских выборах в Грузии

_____________________________________

Михаил Саакашвили: 'Мы близки к войне' ("Le Figaro", Франция)

Саакашвили продолжает изображать из себя жертву соседской агрессии ("The Independent", Великобритания)