Осваиваясь в новой роли премьер-министра, экс-президент Путин с полным правом может поздравить себя с успехом. Он не только написал сценарий конституционного переворота, но еще и срежиссировал этот спектакль и даже выступил в нем в главной роли. Роль второго плана, он, конечно, отдал Дмитрию Медведеву, которого лично подобрал в качестве преемника.
Впрочем, церемония передачи власти путинскому 'маленькому эхо' - Медведеву - и демонстрация военной мощи (все эти солдаты и дышащие на ладан ракетные установки на Красной площади), состоявшаяся в День победы на прошлой неделе, не оставили сомнений в том, кто на самом деле в доме хозяин. Ни одно решение, сколько-нибудь важное для российского народа и всех нас, в обозримом будущем не будет принято без одобрения неулыбчивого медведевского господина.
Перед тем как оставить пост президента Путин заявил: 'Все эти восемь лет я пахал, как раб на галерах, с утра до ночи, и делал это с полной отдачей сил. Я доволен результатами своей работы'. И теперь, думая, как он оценивает ситуацию в стране, я вспоминаю леденящее кровь стихотворение Теда Хьюза (Ted Hughes) 'Ястреб на ветке' (Hawk Roosting), где грозная птица, сидя на высоком дереве, размышляет: 'Теперь Природу я держу в когтях. . . Я убиваю там, где я хочу, ведь это все мое. . . Я думаю оставить все как есть'.
В какой-то степени у него есть основания гордиться собой. Он говорит российскому народу, что жизнь сегодня стала гораздо лучше, чем до его прихода к власти - и, проехав 10000 миль по крупнейшей стране мира в ходе работы над новой книгой и документальным телефильмом для BBC, я без всякого сомнения могу утверждать, что большинство подданных ему верит.
Я бывал в городах, городках и деревнях, путешествовал на машине, поезде, пароходе, и встречал самых разных людей - от великосветской петербургской публики до нищих крестьян, живущих на одной картошке, от колдуньи, заклинающей лесных духов, до горцев-пастухов, поклоняющихся огню и воде, от нефтяников до лесорубов. Это было захватывающее и поучительное знакомство со 'страной крайностей'. Но оно вселяло в меня и глубокое беспокойство.
Хотя путинский режим становится все более самовластным, и к тому же безнадежно коррумпирован, самого лидера - новоявленного царя - подавляющее большинство людей считает спасителем, посланным народу в ответ на его молитвы.
У России - кровавая и мучительная история. Многовековые страдания - жестокости, войны и революции, увенчавшиеся крушением коммунизма и анархической буффонадой ельцинской эпохи - оставили ужасающий след в психологии людей. Цинизм и фатализм, пожирающие человеческое сознание изнутри, поселились в самой глубине русской души.
Для народа, не испытавшего на вкус, и, за редкими исключениями, не ожидающего и не требующего справедливости и свободы, значение имеют только стабильность и безопасность. И в какой-то степени Путин обеспечил ему это двойное благо. Но за это россияне заплатили непомерную цену - их самым преступным образом 'обсчитали'.
Путин похваляется, что с момента его прихода к власти объем инвестиций в российскую экономику увеличился в семь раз (достигнув в 2007 г. 82,3 миллиардов долларов), а ВВП страны вырос на 70%. За тот же период реальные среднедушевые доходы повысились в два с лишним раза. Однако стартовый уровень был крайне низок, и благосостояние людей могло увеличиться куда больше.
Не связан этот экономический рост и с эффективным руководством Кремля или всплеском предпринимательской активности. Напротив, чуть ли не единственная его причина - имеющиеся у России гигантские запасы нефти и газы. Когда Путин пришел к власти, мировая цена на нефть составляла 16 долларов за баррель. Сегодня она превышает 120 долларов - и никто не знает, где и когда закончится этот золотой дождь.
Однако мощный приток нефтедолларов в государственную казну не привел к 'разделению благ роста' с народом, к сокращению поистине непристойного разрыва между богатыми и бедными. Они не пошли на возрождение стоящей на коленях медицины (по ее качеству Россия в рейтинге Всемирной организации здравоохранения занимает 130 место среди 190 стран), или на восстановление системы образования, настолько страдающей от недофинансирования, что беднякам приходится за деньги устраивать своих детей в сколько-нибудь приличную школу или ВУЗ. Эти деньги не принесли газ и водопровод в деревни, где крестьяне буквально раздавлены крушением колхозов, не были вложены в создание инфраструктуры, необходимой любой стране в 21 веке для успешной конкуренции с другими.
Да, Россия входит в 'большую восьмерку', а ее ВВП (благодаря той же нефти) скоро превысит британский, но во многих отношениях она скорее напоминает страну Третьего мира. Из-за эпидемии СПИДа и алкоголизма (в том числе и поэтому средняя продолжительность жизни у мужчин составляет 58 лет) население страны, по прогнозам, за несколько десятилетий сократится со 145 до 120 миллионов.
Куда же де делись все эти нефтяные доходы? Авторы 'Доклада независимых экспертов' - двое бывших высокопоставленных кремлевских инсайдеров, не побоявшихся высказаться открыто - утверждают, что при Путине в России сложилась 'криминальная система управления страной', в рамках которой Кремль по дешевке распродает государственные активы путинским приспешникам, а другие активы выкупает у них по заоблачным ценам. В числе таких сомнительных сделок авторы называют покупку 'Газпромом' (которым еще несколько месяцев назад руководил Дмитрий Медведев) 75% акций нефтяной компании под названием Sifnet [так в тексте. Речь идет о 'Сибнефти' - прим. перев.], принадлежавших олигарху Роману Абрамовичу, владельцу футбольного клуба 'Челси'. В 1995 г. Абрамович - один из ближайших союзников Путина - купил эту фирму всего за 100 миллионов долларов, а через десять лет государство выложило за нее 13,7 миллиардов - астрономическую сумму, намного превышающую ее рыночную стоимость. А вот еще более вопиющий факт: авторы утверждают, что Кремль создал фирму-монополиста по экспорту нефти во главе с 'друзьями Путина', не говоря уже о 'черной кассе' для вознаграждения преданных сторонников.
По словам одного из аналитиков московского Центра Карнеги, организации, способствующей укреплению сотрудничества между США и Россией, этот доклад - 'настоящая бомба, которая спровоцировала бы обвал в любой стране, кроме России'. В Британии подобные разоблачения несомненно вызвали бы бурю негодования в обществе, немедленно обернулись началом парламентского и уголовного расследования, а то и привели бы к падению правительства.
Однако из-за тоталитарного путинского контроля над государством (он не только присвоил себе прерогативу президента, самолично назначив членов собственного кабинета, но и останется у руля российской экономики) никакого расследования не будет. И забудьте все слова нового президента об 'искоренении' коррупции. Эта социально-экономическая болезнь коварна и крайне заразна. По данным Transparency International - международной организации, борющейся с коррупцией - Россия превратилась в одного из мировых лидеров по масштабам мздоимства. Иностранные аналитики считают: на 'подмазку' чиновников, чтобы маховики бизнеса и торговли вращались побыстрее, здесь ежегодно тратится не менее 30 миллиардов долларов.
Но если вы затронете эту тему в разговоре с россиянином, он просто пожмет плечами и парирует: 'А в чем проблема? Так уж система устроена. И это никогда не изменится'.
Да, не изменится, потому что в этом замешаны все - от корпораций (включая иностранных инвесторов, заявляющих, что их руки чисты, но на деле заметающих следы созданием в России подставных компаний, через которые и выплачиваются взятки) до простых граждан, откупающихся от лишения водительских прав.
В стране, где 'разделение властей' превратилось в дешевый фарс, суды поражены коррупцией в такой же мере. За исключением разве что мелких правонарушений на местном уровне, судебная власть во всем рабски подчиняется Кремлю и его сатрапам.
Угроза уголовного преследования за нарушения налогового законодательства - излюбленное оружие Кремля против всех, кто осмелится бросить вызов его гегемонии. Когда Михаил Ходорковский - некогда самый богатый человек в России - начал тратить свое нефтяное богатство на борьбу за права человека и демократию, Путин усмотрел в этом угрозу своему трону. Олигарх был без промедления арестован и осужден за мошенничество. Теперь он томится в сибирской тюрьме, отбывая третий год восьмилетнего срока заключения.
Но все это не становится предметом публичных дискуссий в России, где Кремль заткнул рот СМИ, где государство душит свободу слова. Почти все общенациональные телеканалы и радиостанции теперь прямо или косвенно контролируются государством; это же относится и к сколько-нибудь влиятельным газетам.
В пьянящие дни перед крушением советской империи и сразу после него, редакторы и репортеры соревновались друг с другом, бросая вызов сильным мира сего, разоблачая скандальные факты и коррупцию. Теперь они как огня боятся гнева государства и его подручных - полиции и спецслужб. Те же, - а таких становится все меньше - у кого хватает смелости проводить журналистские расследования и выступать против злоупотреблений богачей и власть имущих, очень скоро оказываются без работы, а во многих случаях даже получают пулю. С того момента, как Путин вступил в должность президента, в России при подозрительных обстоятельствах было убито около 20 журналистов. И никто на сегодняшний день еще не осужден за эти преступления.
Путин называет систему, которую он возглавляет, 'суверенной демократией'. На мой взгляд, здесь уместнее другой термин 'криптофашизм' (замаскированный фашизм), хотя даже у немногочисленных критиков Кремля в России он вызывает отторжение. Понять причину нетрудно: ведь их отцы и деды спасали мир от Гитлера - ценою 25 миллионов жизни советских граждан. Тем не менее, факты говорят сами за себя.
Структура государства - альянс между Кремлем, олигархами и спецслужбами - придает режиму устрашающее всемогущество. Не меньше беспокойства вызывает неприязнь - а зачастую и презрение - народа к демократии и равнодушие к правам человека. В отсутствие практического опыта жизни в условиях подотчетности власти и транспарентности - а это основополагающие элементы открытого общества - даже самые разумные россияне как правило утверждают: 'России нужен сильный центр во главе с сильным человеком. Путин снова сделал страну великой державой. Теперь мир будет к нам прислушиваться'.
Новый премьер-министр блестяще эксплуатирует патриотизм и латентную ксенофобию российского народа, чтобы сплотить его, внушая идею о том, что страна сталкивается с серьезной угрозой со стороны НАТО и США. Это сочетание национальной гордости с чувством незащищенности подпитывается самой Америкой, планирующей разместить ракеты в нескольких сотнях километров от российской границы, якобы для противодействия ядерной угрозе со стороны Ирана. Все серьезные эксперты по военным вопросам считают, что в стратегическом плане эта затея попросту бессмысленна; в то же время столь грубое проявление сверхдержавной гегемониской политики президента Буша вызывает полное неприятие даже у самых убежденных 'западников' в России.
Аналогичным образом, большинство россиян воспринимают перспективу возможного вступления в НАТО Украины и Грузии - некогда самых близких союзников СССР - как опасную и унизительную. Грузия, с трудом пытающаяся сдержать сепаратистское движение, явно поддерживаемое Кремлем, может превратиться в опасную 'горячую точку', что чревато вовлечением в конфликт западного альянса.
Означает ли все это, - как утверждают некоторые - что в ближайшем будущем нас ждет новая 'холодная война'? На мой взгляд, пока этой опасности не существует.
Поскольку коммунизм отправился 'на свалку истории', о серьезном идеологическом конфликте сегодня речь не идет. Кроме того, в мире существует лишь одна военная сверхдержава. По сравнению с американскими российские вооруженные силы просто смехотворны. Поэтому к ядерной конфронтации способна привести лишь катастрофическая глупость одной из сторон.
Но это не значит, что мы можем облегченно вздохнуть, и попросту забыть о 'русском медведе'. Усиливающаяся авторитарная Россия, ощущающая обиду и угрозу - хищник крайне непредсказуемый. Нарастающее сближение Кремля с Пекином (еще четверть века назад две страны были противниками, но сейчас не только активно торгуют друг с другом, но и проводят совместные учения) способно изменить соотношение сил в мире. Кроме того, сейчас, когда жизнь на нашей планете становится все менее безопасной, поскольку все больше стран соперничает за доступ к иссякающим жизненно важным ресурсам, Россия как энергетический гигант вновь становится крупным игроком на международной арене.
Так что не стройте иллюзий - путь впереди будет ухабистым.
Вторая серия документального фильма 'Россия: путешествие с Джонатаном Димблби (Russia - A Journey With Jonathan Dimbleby) будет показана по BBC2 завтра в 10 вечера. Книга по мотивам сериала выходит в издательстве BBC Books
_______________________________________
Джонатан Димблби: В Россию с любовью ("The Sunday Times", Великобритания)
Джонатан Димблби: Соблазненные улыбкой Путина ("The Sunday Times", Великобритания)
Джонатан Димблби: "Я - не фашист" - ответ, достойный неандертальца ("The Sunday Times", Великобритания)