Старым членам Евросоюза необходимо считаться с новыми. Колумнист Мартин Кала напоминает, что если Жак Ширак рекомендовал новоиспеченным членам ЕС помалкивать, то Николя Саркози просит их не отмалчиваться и по возможности выступать более активно
Нам уже не обойтись без Латвии... и без Польши или Словакии. Восточная Европа каждый день демонстрирует свой потенциал. Возможно ли сегодня в европейской политике по-прежнему тупо играть через головы новичков?
Кто помнит времена, когда ЕС, словно безголовая курица, носился с конституционным договором? На дворе был 2005 год, и наша жизнь проходила в разговорах о неудавшихся референдумах, хлопотных расширениях и великих державах, ослепленных своими эгоистическими интересами.
Тогда мы констатировали, что в Евросоюзе немало лидеров. Невзирая на то, что их позиции были уже не столь прочны, они пытались солировать в политической жизни с претенциозностью, вдохновляемой экономическими интересами. В политике царствовало достойное джунглей право сильного.
Хотя особые отношения с Росси-ей и пренебрежение малыми странами будут сохраняться и в будущем, очевидно, что за последние годы ситуация значительно улучшилась.
Молчи и не выступай
Много воды утекло с тех пор, как Герхард Шредер до крайности возмутил своих восточных соседей, сразу после выхода в отставку с поста федерального канцлера Германии заняв должность председателя совета российского газового гиганта 'Газпром'.
Нетрудно догадаться, что речь идет об одном из величайших коррупционных скандалов нашего времени. В Италии тогда у власти находился Сильвио Берлускони, чьи добрые отношения с Путиным, обусловленные отчасти личной симпатией, отчасти успехами энергетической политики Москвы, вызвали неодобрительную реакцию по всей Европе.
Страны - тогда еще кандидаты в ЕС помнят, в какое неловкое положение они попали, когда Жак Ширак сделал им выговор по поводу того, что они 'не смогли промолчать', поддержав Америку с началом войны в Ираке.
Год назад на финишной прямой своей политической карьеры Жак Ширак продемонстрировал, что за 12 лет президентства он сумел привнести в отношение к новичкам ЕС со стороны многих крупных европейских держав изрядную долю равнодушия. Тогда Le Monde заметила, что 'в его дипломатии видна смесь равнодушия и пренебрежения'.
Ширак делал вид, будто между Берлином и Москвой одни лишь скучные пески и поля, населенные жалкими народами, которые доставляют одну лишь головную боль и которых можно запросто проигнорировать. По его мнению, скорее надо открыть свои объятия России, чем заявлять о доверии к народам, беспрерывно сетующим на свое прошлое и не желающим автоматически следовать наставлениям 'старших братьев' по Европе.
Новички тоже не промах
Хотя в наших буднях по-прежнему превалирует политика выживания, в декоре нынешнего ЕС можно увидеть уже не один узор. В новых государствах ЕС все чаще делаются шаги, влияющие на позицию всего Евросоюза.
В ходе состоявшейся в апреле встречи в Люксембурге единая позиция по вопросу стратегического партнерства с Россией так и не была сформулирована благодаря Литве, которая, апеллируя к т.н. основным европейским ценностям, вплоть до начала нынешней недели наложила на партнерские отношения свое вето (Вильнюс потребовал от партнеров по ЕС принять во внимание проблемы, связанные с закрытием нефтепровода 'Дружба', выплатами компенсаций депортированным и замороженными конфликтами в Грузии и Молдове).
Этим вето было выражено пожелание, чтобы Россия прекратила вмешиваться во внутренние дела других государств. В прошлом году Польша долгое время блокировала переговоры из-за введенных Россией ограничений на ввоз мяса. Страны Балтии и Польша становятся апологетами уже позабытой было политики поддержки соседей, только новоиспеченным странам ЕС нечасто удается добиться столь мощного единства голосов и реализации объединенной политической воли.
За шесть месяцев своего председательства Словения сумела заключить соглашение о стабилизации и ассоциации (ASA) с Сербией в самый канун местных выборов. (До Сербии ASA было заключено с Хорватией и Македонией в 2001-м, Албанией - в 2006-м и Черногорией - в 2007 году.) Скоро Чехия возглавит совет ЕС, Париж же пообещал присмотреться к оставленной без внимания Украине (после того, как они оставили эту страну за дверью НАТО!).
Нынешним летом Франция примет у Словении председательство в ЕС, и не секрет, что в это время ожидается резкий поворот, который невозможен без восточноевропейцев. Париж понял это, и канцелярия французского президента уже рассматривает возможности примирения со старой Европой.
Впервые французский президент Николя Саркози заговорил о царящем в ЕС неравенстве и в своей будапештской речи призвал старые страны ЕС больше считаться с восточноевропейцами.
Несколько недель спустя, выступая в Болгарии перед софийскими студентами, Саркози заявил, что он 'наполовину с востока', поскольку его родня по отцовской линии родом из Венгрии. Ровно за день до своего визита в Россию Саркози встретился со своими коллегами из Польши и Чехии Лехом Качиньским и Миреком Тополанеком, поскольку отношения с Кремлем обеих стран остаются напряженными в связи с планом развернуть на их территориях ракетный щит США.
Саркози делает все более решительные шаги в восточном направлении. Наряду с Ангелой Меркель он является одним из первых лидеров Западной Европы, пришедших к пониманию того, что с новыми членами ЕС стоит не только объединяться от случая к случаю, но без них вообще обойтись уже никак невозможно.
В отличие от своих предшественников, он просил нас, чтобы мы 'не отмалчивались' и активней высказывались.
Единодушие? Вряд ли
Стоит вспомнить те времена, когда в июне 1991 года Хорватия и Словения предстали перед Советом Европы с просьбой о европейском признании.
Тогдашний президент Франции Франсуа Миттеран испытывал некоторые сомнения и спросил у своего министра иностранных дел Ролана Дюма: 'Если все начинается так, то сколько же малых стран нам в конце концов придется признать!?'. Когда ему принесли список с несколькими десятками небольших государств, Миттеран сказал, что 'малые страны в моде'.
Если вспомнить об этом, то становится понятнее, как сильно изменилась позиция западных стран. Особенно наглядно это проявляется в отношении Меркель и Саркози к России.
Например, во время своего визита в Болгарию Саркози заявил, что 'Россия является государством, усложняющим решение многих крупных мировых проблем'. Меркель и Саркози критиковали Москву за 'брутальность' ее политики, упрекая Кремль в неблагополучии ситуации с правами человека в России.
Нынешние политические лидеры отказываются от риторики своих предшественников. За исключением, разумеется, 71-летнего премьер-министра Италии Сильвио Берлускони, пригласившего переизбранного на третий срок (sic!) Владимира Путина (за несколько недель до окончания его должностных полномочий) в качестве первого зарубежного гостя на свою виллу в Сардинии, представив его всему миру как близкого друга.
Многим европейцам действительно нелегко принять новый подход, поэтому они по-прежнему полагают, что далее благих намерений дело не пойдет. Вспомним хотя бы, как учредители ЕС Франция и Германия на встрече на высшем уровне НАТО в Бухаресте уклонились от предоставления гарантий на вхождение в альянс Грузии и Украине, заявив, что это нарушило бы 'равновесие сил' в Европе.
Стремление крупных европейских держав угодить России перевесило их желание работать во имя создания единой позиции ЕС, и в итоге проиграли все стороны: соискатели членства, поскольку такая нерешительность только на руку стремящейся возродить свое былое влияние Москве, да и сами европейцы, ведь наметившееся было единодушие получило серьезный удар.
Придет ли когда-нибудь Европа к тому, что мнения малых государств-членов ЕС станут учитываться в важнейших вопросах, имеющих к ним отношение - Россия, энергетика, рынок труда, защита окружающей среды, расширение ЕС, политика в отношении соседей?
Важно, чтобы по интересующим нас вопросам ЕС принимал во внимание наши пожелания, а не только откликался на чаяния 'других', и ради этого малым странам следует использовать каждый шанс.
Мартин Кала - колумнист
___________________________________________
Европы милый идеал: помечтали и хватит ("Delfi", Литва)
Рождение европейского сознания ("Le Figaro", Франция)
Марксова дилемма Европы ("The Economist", Великобритания)