Последний авторитарный президент Украины Леонид Кучма, слагая полномочия в конце 2004 года, оставил после себя бомбу с дистанционной трубкой - изменения в законодательстве, которые через полтора года превратили страну из президентской республики в гибрид президентско-парламентской республики. Прямые последствия этого шага - политическая нестабильность, которая за последние два года очень часто вызывала потрясения, иногда граничившие с политическим кризисом. Ожидаемые в воскресенье выборы мэра Киева и депутатов городского совета могут стать очередным испытанием.
Политика политикой, но экономика Украины развивается стабильно, и почти приличными темпами: за последние семь лет рост ВВП в среднем составлял 7,4%. Сравнительно небольшое влияние политической нестабильности на экономику имеет довольно простое объяснение. Подсчитано, что примерно 40% депутатов Верховной рады (парламента) близки к деловым кругам. Это все три фракции Рады, в которые в общей сложности входят 90% депутатов. Пришедшие в политику бизнесмены, естественно повлияли на содержание программ партий, поэтому экономическая политика Украины благоприятна для развития народного хозяйства.
После прошлогодних внеочередных выборов в Раду уже не так сильно, как четыре года назад, промосковская партия Виктора Януковича осталась в оппозиции. Коалицию образовали 'оранжевые', 'прикупив' некоторых из мелких партий. При всем этом у коалиции в парламенте хрупкое большинство в несколько голосов. Уместно напомнить, что 'оранжевые' были монолитом только пару месяцев, во время революции. Возглавляемый нынешним премьер-министром Юлией Тимошенко блок (БЮТ) был союзником, а одновременно и конкурентом партии президента Виктора Ющенко 'Наша Украина' (НУ). К тому же партии Ющенко по тактическим соображениям пришлось сформировать предвыборную коалицию с довольно прозападной партией 'Народная самооборона', интересы которой нельзя не учитывать.
Союзники в большом деле, Тимошенко и Ющенко, одновременно увязли в соперничестве, но все же каждый сейчас остается на своем поле. С именем Тимошенко, например, ассоциируются, послеродовые пособия для молодых мам. Именно она в диалоге с "Газпромом" добилась, чтобы российская компания-монополист больше не говорила языком ультиматумов. В свою очередь, Ющенко готовится представить в Раду законопроект, который предусматривает ликвидацию символики тоталитарных режимов и установление благоприятного правового статуса для послевоенных национальных партизан Украины, которых кремлевская пропаганда называет 'бендеровцами'. Это борьба за то, кто будет хозяином, а кто - подсобным рабочим в политических силах, ориентированных на интеграцию в структуры западного мира.
Сейчас Тимошенко 'по очкам' стабильно опережает Ющенко. Иногда даже кажется, что Тимошенко провоцирует Ющенко распустить Верховную раду и объявить новые внеочередные выборы. На прошлой неделе Ющенко так и не удалось зачитать ежегодное обращение: трибуну и президиум заблокировали депутаты БЮТ, которые требовали включить в законопроекты положения, которые, по их мнению, могут ограничить инфляцию, достигшую в этом месяце 9,7%. Ющенко пришлось выступать с речью по телевидению. Поведение БЮТ надо оценивать, по меньшей мере, как неуважение и к собственному президенту, и к институту президента. Но Ющенко хорошо знает реальную ситуацию и уже сказал, что ни в коем случае не будет распускать парламент.
В последний рабочий день прошлой недели Рада проголосовала за изменения в законе о кабинете министров, которые фактически сделали 'проклятие Кучмы' утратившим силу - правительство снова отчитывается перед президентом, президент вернул также другие (не все) прежние права. За изменения проголосовали также депутаты фракции БЮТ, обосновав это заботой о сохранении единства. Может быть, это и так, но все же трудно поверить, что Тимошенко так дешево оставит арену борьбы. Поэтому вероятной кажется просочившаяся из политического закулисья в СМИ новость о том, что БЮТ подготовил радикальные изменения в Конституции, после принятия которых Украина станет парламентской республикой. Однако, чтобы такое голосование имело силу закона, необходимо конституционное большинство, а его БЮТ может получить только в том случае, если сумеет договориться с Партией регионов.
Такой вариант вовсе не выглядит невозможным, если учесть, что партия Януковича, хотя и осталась промосковской, однако нельзя сказать, что она по-прежнему заглядывает в рот Кремля. В пользу этого свидетельствуют и слова известного русского шовиниста мэра Москвы Юрия Лужкова в Севастополе в годовщину основания Черноморского флота России о том, что Севастополь снова может стать российским городом, если Украина не откажется от мысли о НАТО.
Официальная Россия не оспаривает территориальную целостность Украины, и этот факт задокументирован. Лужков уже не избранный москвичами, а утвержденный на должность президентом России мэр. Значит, он - государственный чиновник, а чиновник не может публично высказывать мнение, которое отличается от официально заявленного государством. Киев включил Лужкова в черный список, но в Москве он по шее не получил. Это значит, что его 'экспромт' был санкционирован и его нужно понимать как предупреждение Москвы Киеву.
_________________________
Просуществует ли Украина до 2017 года? ("Украинская правда")
Мэр Москвы как автор идеи 'переработки навоза в суперудобрение' ("Обком")