Международная политика - это азартная игра. В ней можно получить легкие быстрые прибыли, а можно просто все потерять. Однако, международная политика это не какая-то банальная игра, где все решает фарт. Наоборот, это игра на мастерство, талант, игра на эмоциях, игра, где можно блефовать, поддаваться, обманывать.
Основное средство этой игры - стратегические интересы, а основной куш - статус. В ней нет наблюдателей и из нее нельзя выйти, даже если не устраивает "расклад". Придется выигрывать или проигрывать.
Условно всех игроков можно поделить на профессионалов, середняков, новичков и бездарей. К профессионалам относятся постоянные игроки, в совершенстве владеющие искусством ведения игры и которые постоянно ее ведут. Обычно, они не отказывают себе в том, чтобы сыграть даже наименьшие партии, в которые их не приглашают.
Весь мир - это круг их интересов. Такие игроки - это, например, США и ЕС. Середняки это тоже опытные игроки, только с меньшей мотивацией играть за куш. В большинстве случаев середняки "подходят" или поддерживают кого-то из профессионалов. Активную игру ведут только тогда, когда игра касается их непосредственно. Пример середняков - Канада и Япония.
Новички - это игроки, которые еще только учатся играть, но отличаются особой назойливостью и мотивацией. Они тоже ищут любую возможность поиграть, хотя часто проигрывают. Эти игроки гоняются за опытом, поэтому сохраняют шансы стать профессионалами. Сюда относятся - Китай и Россия.
И, в конце концов, бездари - особый вид игроков. Они никак не могут научиться играть в международную политику. Даже при идеальных раскладах они умудряются все проиграть. Эти игроки не анализируют собственный опыт, не учатся на чужих ошибках и всегда проигрывают. Другие игроки используют их для броска или разогрева игры. Бездари - это неудачники самого высокого уровня, и среди них, к сожалению, Украина.
В общем, украинская политическая элита бьет не просто мировые рекорды бездарности и неспособности, но и исторические. Так, неудачников в мире много, но только одна страна, владея колоссальными ресурсами и стратегическим расположением, умудряется постоянно проигрывать, или дискредитировать свои победы.
Только в Украине могли построить нефтепровод "Одесса-Броды" и пустить его в реверсном направлении. Только здесь могли раскручивать шанс присоединения к ПДЧ, а потом раскручивать отказ как победу.
Только в Украине могут реагировать на заявления мэра столицы другой страны на государственном уровне, не понимая, что это стратегический расчет другой стороны. Продолжать можно бесконечно долго, но со всего этого можно будет сделать один вывод - отечественная бездарная элита делает одни и те же ошибки в течение всей независимости.
А тем временем Украину разыгрывают. Она - подсадной игрок в чужих партиях, поведение которого всегда можно спрогнозировать и применить в свою пользу. В каких же партиях?
Игра Запада
В момент получения Украиной независимости, у стран Запада не было однозначного мнения относительно нее. С одной стороны, они четко понимали связь и сходство ее с Россией, с другой - должны были учитывать стремление получить независимость.
Немало факторов указывало на то, что Украина не сможет долго просуществовать, итак европейские страны не формировали специальные ожидания. Хаос в российской политике дал украинцам необходимое время для самоутверждения. Но, к сожалению, этого времени не хватило на закладывание основ эффективного развития. Хотя, наверное, проблема была не во времени, а в все той же бездарности элиты.
Европа могла выработать два мнения по отношению к Украине. Первое - это членство вместе с другими бывшими социалистическими странами. Второе - это торги с Россией.
Европейцы, как и все опытные игроки, не спешили в неуверенной ситуации. На протяжении 90-х они предоставляли стимулы для движения Украины в проевропейском направлении, однако, эти стимулы игнорировались. К власти пришла олигархия и страна погрузилась в продолжительный политический хаос. В свете роста внешнеполитических амбиций России, европейские страны быстро перешли к торгам Украиной.
Сейчас в этой партии ведет ЕС. Украинский фактор является болезненным раздражителем для России, поэтому европейские страны знают, когда и при каких условиях его применять. Стратегия ЕС состоит в том, чтобы обещать Украине членство неофициально, и отвечать отказом официально.
Это ставит украинское государство в ситуацию "подвешенного". Когда отношения с россиянами становятся напряженными, ЕС блефует относительно возможного усиления Украины или ее членства в НАТО. Тогда конфликт решается тем, что в Москве празднуют победу поражения украинцев, а в Брюсселе решение текущих проблем, как Косово.
Важный момент - это полное отсутствие неожиданностей со стороны украинской власти. Запад может успешно вести свою игру, поскольку у Украины нет других амбиций кроме вступления в ЕС, с одной стороны, и не может это сделать из-за значительных внутренних проблем и давления России, с другой. Никаких затрат - чистая победа.
Российская игра
Вопреки всей своей великодержавности, Россия - это мелочная страна. В международной политике она отличается особыми амбициями, однако, количество победных партий очень небольшое. Фактически, российская элита проиграла все серьезные игры, как, например, войну в Ираке, расширение НАТО восточнее, балканские кризисы и т.п..
Поэтому российские политики решили сосредоточиться на игре иного уровня - Украина и Грузия. Понятно, что для профессионалов - это не уровень, но и здесь можно получить свои дивиденды. В большинстве таких игр россияне, действительно, решают свои внутренние проблемы. В частности, мобилизуют население для обсуждения болезненных тем, заставляют гордиться своей властью.
Несмотря на постоянное подорожание нефти и газа, российское общество не стало жить лучше. Колоссальные прибыли оседают в карманах олигархов и стабилизационных фондах. Это может вызвать недовольство и падение поддержки действующей команды. Однако, особенностью россиян является то, что ностальгия за "великой державой" выше, чем желание хорошо есть и хорошо одеваться.
Именно это и разыгрывают российские политики. Образ Путина, которого боится весь мир, часть имиджа и легитимности современной власти. Соответственно, этот образ необходимо время от времени усиливать.
Потенциальный рост и политические успехи Украины задевают гордость россиян, поэтому резкие заявления вызывают полное одобрение и поддержку. В этом и состоит стратегия российской элиты. Они поднимают актуальные для общества вопросы - читай: Крым, получают резкую реакцию со стороны украинцев, а за одно и карт-бланш для энергетического давления.
В настоящее время российское общество получает часть гордости за озвучивание его амбиций, наказание плохих украинцев газом и увеличивает свою лояльность к действующей власти. Результат - победа на национальном уровне, отсутствие поражения на международном.
Украинская игра
У бездарного поведения украинской власти в обеих играх есть своя причина. Отсутствие собственных, made in Ukraine, интересов и альтернатив политического развития приводят к: в игре с Западом - исконному "когда Украина станет членом ЕС?", а в игре с Россией - бесплатному пиару и поводам для проведения не равноправной политики.
И самое смешное в этой ситуации - то, что никакие поражения и неудачи не заставляют украинскую элиту пересмотреть свои приоритеты, или поменять стратегов. Хотя... Может и заставляют, но некомпетентность и бездарность не могут содействовать возникновению каких-либо изменений.
Логичный вопрос: а как же должна действовать украинская власть? Во-первых, необходимо усвоить основные инструменты международной игры, такие как: блеф, ухищрение, создание выгодных коалиций, торги, провокации и т.п..
Во-вторых, достойно представлять себя в игре, а это значит быть не прогнозируемым. Не выгодно подсаживать за стол игрока, который может сыграть на руку сопернику. Соответственно, изменяется формат игры, где Украина может стать активным участником.
В-третьих, и что особенно важно, просчитывать стратегические интересы других игроков и прогнозировать их поведение.
Практические примеры. В контексте требований получения ПДЧ украинская игра должна была строится на давлении. Объективно, Украина не могла ничего потерять, потому давление и агрессивное поведение было бы серьезным сигналом для Запада.
Резкие заявления о том, что в случае отказа в ПДЧ украинская элита рассмотрит вопрос целесообразности дальнейшей евроатлантической интеграции, а также начнет разработку альтернативной военной доктрины, должны были заставить относиться к украинским интересам с большим уважением европейских дипломатов. Потенциальная угроза и нестабильность - самые чувствительные места ЕС, и в этих вопросах он никогда не блефует.
Относительно заявлений Лужкова и других типа Затулина, Лаврова, Жириновского, то ни в коем случае нельзя реагировать запретами въезда, нотами протеста, угрозами обратиться в Совет безопасности ООН (в которой у России есть право вето).
Реакция вообще не должна быть на государственном уровне, но должна была быть на политическом. Сложно себе представить реакцию США на высказывание Жириновского в адрес их президента. На политическом уровне, это могло бы выглядеть таким образом: пропрезидентская фракция предлагает внести изменения в бюджет в пользу армии в связи с возможными угрозами.
Таким образом, даже если господин Лужков выражает мнение большинства россиян, пусть к этому мнению добавится понимание постоянного усовершенствования и развития Украины в ответ. Резкие заявления будут восприниматься как хорошие стимулы!
Виктор Андрусив, Институт ДемАльянса им. Р. Шумана
____________________________________________
Зигзаги оранжевой революции ("Diena", Латвия)
Просуществует ли Украина до 2017 года? ("Украинская правда", Украина)
Кому принадлежит Севастополь? ("Эхо Москвы", Россия)
Мэр Москвы как автор идеи 'переработки навоза в суперудобрение' ("Обком", Украина)