Сколько же ходило перед финалом слухов - один страшнее другого, сколько же было мрачных предостережений об опасностях, подстерегающих болельщиков в Москве! Победит их команда или проиграет, неважно: отчаянье, глубочайшее разочарование, и пустой карман - единственное, что может ожидать тех, кто из-за болельщицкого фанатизма или простой наивности вздумает отправиться на Восток. И что в результате? Почему у подавляющего большинства наших соотечественников, прилетевших в Россию на состязание двух английских клубов в финале Лиги чемпионов, осталось прямо противоположное впечатление: все было тщательно продумано, превосходно организовано - в общем, поездка стала для них захватывающим приключением без малейшего ощущения 'изоляции', а для некоторых превратилась и в сплошной веселый праздник?
Итак: я в Москве уже несколько часов - иду себе мимо Кремля, подыскивая, где бы пообедать, и вдруг осознаю, что все столь живо описанные в нашей прессе несчастья обошли меня стороной. Меня не продержали весь день на пограничном контроле из-за бумажной волокиты, как в России заведено еще с советских времен. Меня не загнали силой в 'тюрьму, забитую крысами', как обещала Daily Mail. С меня не взяли тысячу рублей (21 фунт) за стакан газировки, бессовестный водитель-бомбила не прокатил меня три раза подряд по кольцевой дороге и не отобрал у меня все вещи.
Говорили еще о 'ГУЛАГе для болельщиков' - так вот, его тоже не было. Да, ближе к матчу меня попросили пройти в 'зону для болельщиков', которую с некоторой натяжкой можно было назвать 'отгороженной' - один из двух участков возле стадиона, где фанаты могли побродить в ожидании начала игры. Но давайте, чтобы сразу все стало ясно, вспомним: 'зона' - не всегда синоним слова 'лагерь'. Не думаю, например, что в ГУЛАГе торговали программками, сувенирными меховыми шапками и кока-колой.
В остальном болельщикам с радостью предоставили полную свободу бродить по Москве и самостоятельно осматривать достопримечательности, и город, не скупясь подготовился к этому 'нашествию' - особенно это было заметно на Красной площади, где устроили 'Фестиваль чемпионов'. Подозреваю, правда, что красота и величественность этой огромной площади были бы лучше заметны без множества надувных замков и торговых палаток.
Тем не менее здесь вам выпадала редкая возможность увидеть могилу Сталина и через минуту сфотографироваться с копией Европейского кубка в руках. И уж точно было бы глупо не воспользоваться шансом одновременно поглядеть на набальзамированное тело Ленина и на сэра Бобби Чарльтона (Bobby Charlton). (Сам я его, правда, не встретил, но люди взволнованно рассказывали, что он собственной персоной прогуливался возле оборудованного на площади поля для мини-футбола. Я, естественно, имею в виду не Ленина, а сэра Бобби).
Предматчевые апокалиптические прогнозы не обошли и состояние самого поля. Нам внушали, что оно будет катастрофическим - с кочками из-за 'заплат' на газоне, для которых дерн только что доставили из зоны вечной мерзлоты, так что он даже не успел оттаять, и уродливыми голыми проплешинами вроде тех, что остаются на вашей лужайке, когда вы уберете оттуда садовый бассейн. Говорили, что российские рабочие, рассыпавшись по полю, весь день подпрыгивают на месте, безуспешно пытаясь 'примять' и выровнять газон.
Но нет - покрытие сверкало свежей, сочной зеленью, и никаких неровностей я не заметил, даже по углам. Чего уж там - по виду оно почти не отличалось от любого футбольного поля в Англии.
Что же касается самого стадиона в Лужниках, то он навевал приятные воспоминания о старом Уэмбли - а точнее, вы могли представить себе, как выглядел бы старый Уэмбли, если бы его владельцам хватило денег, чтобы обеспечить болельщиков удобными сиденьями и возможностью отовсюду видеть поле без помех. Правда, воспользоваться всем этим нам не удалось. В секторе фанатов 'Челси' болельщики, приехавшие на один день и не спавшие уже 17 часов, стоя наблюдали за матчем все 120 минут игры плюс пенальти.
Когда в финал Кубка вышли две английские команды, начались разговоры типа: 'Его надо провести у нас. Пусть матч состоится на Уэмбли. Не создавайте сложностей для болельщиков'. Вот значит как? Может тогда вообще вернуться к Международному чемпионату Соединенного королевства , и окончательно продемонстрировать всем свою провинциальность? В конце концов, Кубок чемпионов - состязание общеевропейское, пусть даже сегодня в нем и господствуют английские клубы, и в тот момент, когда смыслом его существования станет 'не создавать сложности' для нескольких тысяч жителей Манчестера и Лондона, можно будет сказать - ему пришел конец. Это куда более масштабное спортивное событие - а раз масштаб большой, то без поездок за границу не обойтись.
Конечно, когда Джон Терри (John Terry) промахнулся в одном шаге от славы, - буквально в одиннадцати метрах от нескольких миллионов фунтов, европейского титула и места в футбольном пантеоне - у болельщиков 'Челси' наверняка возникло ощущение, что Лондон - далеко-далеко, и им страстно захотелось оказаться дома, где, как известно, и стены помогают. Но если настроение у вас - хоть в гроб ложись, то Москва для этого тоже вполне подходит. Не верите? Спросите хотя бы у Ленина.
* * *
* Home Internationals - соревнования сборных Англии, Шотландии, Уэльса и Ирландии (затем Северной Ирландии), проводившиеся ежегодно, начиная с сезона 1883-84 г. Последний раз состоялись в сезон 1983-84 г. (Вернуться к тексту статьи)
__________________________________
Я в Москве, но где же все фанаты? ("The Times", Великобритания)
Хулиган высшего рода ("The Times", Великобритания)
Взлет русских ("The Boston Globe", США)
Красная площадь готовится к прибытию британцев ("Rafal.stec", Польша)