Есть в мире города, которые завораживают. Москва, несомненно, из их числа. Улицы там такие же широкие, как наши автомагистрали, а дома подобны небоскребам. Взгляд плавно переходит с гигантского сталинского сооружения на стоящую рядом очаровательную православную церковь, всю в синеве и золоте. Российская столица напоминает лоскутное одеяло своим анархичным смешением архитектурных стилей разных эпох. И при этом город не стоит на месте. Со всех сторон раздается шум строек. Москва местами походит на Берлин пятнадцатилетней давности. Здесь чувствуется лихорадочный пульс города, правда, не воссоединенного, а возрожденного. Москва решила обзавестись новым обликом, более подходящим своему восстановленному могуществу.
В центре города большинство фасадов домов уже отреставрированы и сияют свежей краской, белой или пастельных цветов. Если пройти в красивейшую арку, напоминающую средневековую башню, оказываешься в Третьяковском проезде. По обеим сторонам этой мощеной улочки - лощеные витрины магазинов. Чуть севернее расположился Петровский пассаж, одна из самых очаровательных торговых галерей Москвы, цветом мальвы напоминающая творения французских модельеров, например, Жан-Поля Готье. Неподалеку можно увидеть ЦУМ, большой магазин, который после своего открытия затмил ГУМ, стоящий на Красной площади бывший государственный универмаг со стеклянными сводами, который на протяжении ста лет считался самым крупным коммерческим центром Москвы. ЦУМ, расположенный на Театральной площади, а, значит в двух шагах от Большого, после реставрации превратился в величественный храм моды, в его стеклянном интерьере нашли воплощение последние веяния архитектурного дизайна. Вокруг что ни день открываются новые бутики, и это место превращается в Мекку модников и модниц, не уступающую похожим кварталам Лондона или Нью-Йорка.
Ничего удивительного, ведь в столице России проживает впечатляющее количество миллионеров (порядка 60 000), и в 2007 году она опять заняла первую строчку в рейтинге самых дорогих городов мира для иностранцев, отобрав пальму первенства у Токио. В шикарных столичных заведениях цены заоблачные. Но в Москве Вы постоянно сталкиваетесь с контрастами. Между частниками, готовыми Вас подвезти (если только им по дороге) за пару рублей, и лимузинами в центре города пролегает глубокая пропасть.
Но, несомненно одно: новые русские теперь хотят получать все самое лучшее. Идет ли речь об архитектуре - бюро Норманна Фостера и Захи Хадид трудятся не покладая рук над возведением Сити, нового квартала на берегу Москвы-реки - или гастрономии, где царят французы. Не важно, что сейчас действует запрет на продажу черной икры (из-за сокращения популяции осетровых), главное, что нет дефицита фуа-гра! 'Русским нравится изобилие, но им интересно все новое, и у них хороший вкус', - отмечает Давид Эммерле (David Hemmerlé), французский шеф-повар, священнодействующий на кухне 'Хрустальной комнате' Baccarat в только что отреставрированном здании на улице Никольской. Этот ресторан, открытый в марте сего года, уже стал одним из самых модных и шикарных мест. Дизайнер Филипп Старк (Philippe Starck) здесь, как до этого в Париже, взмахнул своей волшебной палочкой. На этот раз он превратил старую аптеку, открытую еще во времена Петра Великого, в сказочный дворец: огромная хрустальная люстра, гигантский маскарон в виде головы людоеда, диванчики, обитые бархатом. Чтобы попасть в ресторан, необходимо заказывать столик за месяц вперед, но можно заглянуть внутрь и полюбоваться этой неземной красотой. И в полной мере оценить новое роскошное убранство Москвы.
В городе много элитных заведений. 'Практически каждую неделю здесь открываются новые клубы, бары, уследить просто невозможно', - говорит один из иностранцев, живущих в Москве. Создается впечатление, что ничто не может удовлетворить жажду праздника, томящую русских. Будь то GQ или The Most, при каждом модном ресторане есть свой частный клуб с танцовщицами и развешанными по стенам огромными телевизионными панелями. Некоторые рестораны располагаются в совершенно невероятных местах. Например, Sky Lounge, откуда открывается потрясающий вид. Понятно почему, ведь он расположен на 22 этаже гигантской башни Академии наук, которая до сих пор функционирует, и, соответственно, находится под охраной постовых.
Чтобы почувствовать, как бьется сердце новой Москвы, посетите Винзавод. На территории этой промышленной зоны, расположенной к востоку от Кремля, находятся газгольдер XIX века и комплекс зданий винного комбината. Цеховые помещения из красного кирпича превратились в местный Ист-Энд, после того как пара российских бизнесменов их отреставрировала и разместила там лучшие галереи города. 'Русские много покупают, в основном произведения своих соотечественников, - поясняет Клер Саворетти (Claire Savoretti), руководитель фонда поддержки современного российского искусства. - Они таким образом восстанавливают связь со своей историей. Для москвичей коллекционирование позволяет войти в определенный круг, это - стиль жизни'.
Действительно, число частных музеев, таких как открыл Игорь Маркин, постоянно растет. Российские богачи возрождают традиции меценатов XIX века. Одним из них был Павел Третьяков, который открыл свою галерею для всеобщего посещения в 1881 году, а затем передал коллекцию в дар городу. В новом здании Третьяковской галереи можно полюбоваться полотнами Малевича, Кандинского, и - исключительный случай - выставленной там два года назад коллекцией современного российского искусства . . . неофициального. Речь идет о произведениях, запрещенных в советскую эпоху, или полностью неизвестных публике. Искусствовед Андрей Ерофеев собирал эту коллекцию на протяжении двадцати лет. Однако если сегодня он может показать смелые полотна, критиковавшие советский режим, произведения современных художников выставить намного сложнее. Творчество 'Синих носов' представлено в конце экспозиции, но некоторые полотна, которые руководство галереи сочло неприличными, были изъяты.
Если в Москве и существует место, неподвластное времени и прихотям сильных мира сего, это, конечно же, Большой театр. Легендарный театр, уже три года закрытый на реконструкцию, вновь распахнет двери в конце 2009 года. Интерьер будет полностью сохранен. Скоро труппа из 250 танцовщиков, которая, пока идет ремонт, дает спектакли в театре, расположенном по соседству, сможет вернуться в родные стены. И возобновить свои антраша и батманы. В Москве, что бы ни случилось, русский балет всегда будет вечной величиной.
_______________________________
Супергосударство Москва ("Newsweek Polska", Польша)
Город на шпильках ("Reflex", Чехия)
Этот город, самый клубный город на Земле ("Time", США)
Москва. Когда город сияет огнями ("L'Express", Франция)