Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Евровидение: ноль баллов за гармонию

Песни, пляски. . . что еще? Не превратился ли этот конкурс в клубок политических разногласий, а также в заговор против Великобритании?

Евровидение: ноль баллов за гармонию picture
Евровидение: ноль баллов за гармонию picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Победителем вчера стала - внимание, сюрприз! - Россия. По 'Би-Би-Си' имя победителя было названо, словно на прогнивших советских выборах, еще за пять дней до того, как началось голосование. Правда, даже если бы первое место отдали квартету зеленых человечков с Альфы Центавра, никто, скорее всего, и не почесался бы. Больше всего трений вызывают подозрения в адрес некоторых стран в 'блоковом голосовании'.

Перед лицом трагического поражения, он повел себя как настоящий символ нации. 'Призываю своих фанатов вести себя достойно, - сказал, пряча горечь разочарования, Дастин после проигрыша в полуфинале конкурса 'Евровидение-2008', - Не надо безобразничать и громить магазины'. Выступление Дастина - кукольного индюка, на выступление которого в этом конкурсе надеялась вся Ирландия, состоялось сразу после того, как его песня Irelande Douze Pointe не получила от жюри ни одного очка.

Неудивительно, что в Ирландии многие с самого начала считали, что отправлять куклу на конкурс от своей страны - это не очень-то умно. Хотя. . . а что вы имеете против поющего индюка? Репутация 'Евровидения' как прибежища балаганного стиля настолько прочна, что его даже пародировать, наверное, бесполезно.

Победителем же вчера стала - внимание, сюрприз! - Россия. По 'Би-Би-Си' имя победителя было названо, словно на прогнивших советских выборах, еще за пять дней до того, как началось голосование. Правда, даже если бы первое место отдали квартету зеленых человечков с Альфы Центавра, никто, скорее всего, и не почесался бы. Просто Терри Воган (Terry Wogan) сказал бы, наверное, не одну, а две дежурные шутки: одну о принимающей конкурс стране - на сей раз это была Сербия - и вторую об одежде победителей.

Каждый год, начиная с 1980-го, он с гордостью представляет 'Евровидение' для британской аудитории, втихую высмеивая и песни, и всех остальных ведущих, и прически с костюмами всех присутствующих. И, наверное, правильно делает - в особенности в свете того, что это шоу не только укрепляет свою известность дурацким оформлением выступлений и дурацкими словами песен, но и превращается в змеиный клубок международной политики.

В прошлом году участницу-трансвеститку от Украины обвинили в том, что она - видимо, в видах поддержки украинской 'оранжевой революции' - спела в своем припеве 'Russia, goodbye!'. Участница отрицает это и утверждает, что слова, вызвавшие столько споров - всего-навсего перевод словосочетания 'сгущенное молоко' на монгольский язык. Интересно, Джон Прескотт (John Prescott, до 1997 г. заместитель премьер-министра Великобритании; известен своим косноязычием - прим. перев.) знает такую штуку?

Примечательно, что вчера вечером Украина, решив, видимо, наверстать упущенное, поставила России высший балл - 12 очков, сама при этом финишировав второй. Как выразился Воган, 'Украина просто очень не хочет, чтобы ей опять отключили нефть и электричество'.

В 2003 году, когда Великобритания тоже не набрала ни одного голоса, все думали, что это - вроде как наказание за войну в Ираке. Однако вчера мы тоже пришли последними - как ни старался Энди Эбрахам (Andy Abraham).

Больше всего трений вызывают подозрения в адрес некоторых стран в 'блоковом голосовании'. Еще на прошлой неделе Воган впервые заявил, что страны Восточной Европы объединились, чтобы не дать победить западникам. 'На 'Евровидение' упал 'железный занавес'', - сказал он.

Ага, железный. С кружавчиками понизу. И страны-противницы при этом еще упрекают Великобританию в том, что в нашей стране это шоу не подается с приличествующей такому случаю серьезностью.

- Проблема в самом Терри Вогане: он заставляет народ смеяться над передачей, - считает директор 'Евровидения' Бьорн Эриксен (Bjorn Erichsen). - Я знаю, что он популярен; многие, может быть, именно из-за него и смотрят 'Евровидение'. Но когда-нибудь ему придется уйти, и 'Би-Би-Си' придется искать на его место кого-то другого. Интересно будет посмотреть, изменится ли это отношение к конкурсу. Да, 'Би-Би-Си' собирает на него большую аудиторию, но подает конкурс с весьма специфического ракурса. В Швеции к нему относятся гораздо более серьезно - его действительно любят и уважают.

Еще бы - ведь именно с 'Евровидения' началась международная карьера 'Аббы', победившей в 1974 году с песней Waterloo. Но, как бы там ни было, в последние годы смотреть 'Евровидение' без смеха становится все же проблематично. Например, никто не обратил внимания, что певец из Азербайджана нацепил крылья? А если обратили, то признайтесь, что вы сразу подумали: 'о, как это подходит к возвышенной мелодии' или 'он похож на гардеробщика в гей-клубе'?

Что касается латышей, одевшихся пиратами, то о них лучше вообще не упоминать. И это еще детский сад по сравнению с финнами из Lordi, победителями 2006 года - ни дать ни взять последние из оставшихся в живых после битвы во 'Властелине колец'.

- Насколько мне известно, ничто, кроме 'Евровидения', не предлагает зрителю столь мощной смеси открытого дурачества и старого доброго балагана за государственные деньги. Это надо обязательно смотреть, - говорит Тайлер Брюле (Tyler Brule), главный редактор журнала Monocle.

А ведь в 1956 году, когда 'Евровидение' прошло впервые, все так хорошо начиналось. Это был еще один проект, наряду с 'Играми без границ' и Общим рынком, который должен был объединить континент после всех ужасов войны. Теория была такая, что стоит нам, обняв друг друга, дружно спеть эти беспечные поп-ритмы, как мы тут же начнем жить бок о бок в совершенной гармонии друг с другом. Ну, или настолько близко к совершенной гармонии, насколько талантливыми окажутся исполнители 'Евровидения'.

Сперва, кстати, казалось, что все именно так и получается. Однако уже очень скоро в сем фундаменте международной дружбы начали появляться первые трещины. Только недавно прозвучали очередные обвинения в адрес покойного испанского диктатора генерала Франко в подтасовке результатов конкурса 1968 года в пользу своей страны. И правда, кто знает, до каких высот мог бы добраться Клифф Ричард (Cliff Richard), если бы его частушку Congratulations не задвинули тогда на второе место? Сегодня, кстати, Испания тоже изменила подход к конкурсу: в этом году от нее участвовал аргентинец Рудольфо Чикиликуатре с песней Baila el Chiki Chiki - о женщине, которая 'танцует, держа трусики в руках'.

В 1969 году четыре песни, среди которых была и Boom Bang-a-Bang британки Лулу, претендовавших на первое место, настолько вывели из себя четыре другие страны - Норвегию, Финляндию, Швецию и Португалию, - что те разорвали свои рейтинги в клочья и на следующий год вообще отказались участвовать. А в 1982-м французы вдруг вспомнили, что они, оказывается, не кто-нибудь, а наследники Жан-Поля Сартра (Jean-Paul Sartre), объявили конкурс 'памятником глупости' и тоже из него вышли. Шоу, проходившее в сверкающем Хэрроугейтском конференц-центре, пошло дальше без них, на следующий год они тихо вползли обратно и получили восьмое место.

В общем, в 80-е годы 'Евровидение' переживало свои самые худшие времена - если не считать того, что в 1988 году победила Селин Дион (Céline Dion), как и 'Абба', ставшая одной из немногих, кто, успешно выступив на конкурсе, стал затем звездой во всем мире, - но к началу 90-х годов в Великобритании на него стали смотреть уже совершенно другими глазами. Да, дешево; да, несовременно; но дешево и несовременно - это было как-то так модно, как-то так постмодерново. Иными словами, 'Евровидение' открыло нам мир балагана.

В прошлом году репортаж 'Би-Би-Си' смотрело 11 миллионов человек. Кое-кто даже проводил специальные 'евровизионные' вечеринки, и на этот год 'Би-Би-Си' не только давала им советы - например, 'надеть национальный костюм', - но и предложила посылать свои фотографии на сайт Flickr. Один фанат из Лимингтон-Спа даже засылал в интернет свои заметки о полуфинале. О российском участнике он написал: 'много корчит рожи'; о молдавском - 'трубе не хватает активности'.

А может быть, мы не относимся к этому конкурсу всерьез просто потому, что понимаем, что не можем уже, как раньше, играть там главные роли. С 1967 по 1977 годы мы никогда не опускались ниже четвертого места - Лулу, Клифф и группа 'Шэдоуз' сметали все на своем пути. А в прошлом году мы разделили с Францией место номер двадцать два.

В каком-то смысле дело действительно выглядит так, будто 'старая гвардия' - то есть Западная Европа - действительно становится жертвой 'блокового голосования' Востока. По словам Вогана, ''Евровидение' задумывалось для того, чтобы нас сблизить, а на самом деле оно лишь показывает, насколько мы все же друг от друга далеки'.

Есть ли факты, подтверждающие эту скандальную версию? Знаете, есть - во всяком случае, так считает вполне оправдывающий свою фамилию социолог Дерек Гезерер (Derek Gatherer), собравший для анализа данные по голосованию в последние несколько лет. Гезерер обнаружил три блока, составляющих в общей сложности треть всех голосов.

Самый крупный блок, по его словам - Балканский. В него входят 11 стран: Турция, Албания, разные части бывшей Югославии, Греция, Кипр, Болгария и Венгрия. Затем, есть Восточный блок из восьми государств, среди которых - Россия, Польша и Украина. Надо заметить, что если это так, то 'Евровидение', пожалуй, действительно способно разрушать барьеры - ведь и в первом, и во втором блоке есть страны, дико ненавидящие друг друга. В своей работе, очень точно озаглавленной 'Сравнение моделирования конкурсов 'Евровидение' с реальными результатами выявляет изменчивые и тайные альянсы между голосующими' (Comparison of Eurovision Song Contest Simulation with Actual Results Reveals Shifting Patterns of Collusive Voting Alliances), Гезерер пишет: 'С начала 90-х годов прошлого века на месте договоренностей между партнерами голосовать друг за друга появляются крупные географические блоки. Есть как минимум два примера, когда блоковое голосование самым существенным образом влияло на исход конкурса. Структура этих блоков такова, что с наибольшей вероятностью в будущем победителями будут становиться представители небольшой группы стран, занимающих в них центральные позиции'.

А вот у Великобритании, в отличие от восьми стран Скандинавии и Прибалтики - так называемой 'Империи викингов', - нет своего западноевропейского блока. Бельгиец в жизни не проголосует за поющего индюка из Ирландии. Но, с другой стороны, нам-то не все ли равно? Нам подавай съехавших с катушек финнов с их хэви-металом, нам подавай костюмы из серии 'взрыв на фабрике блесток'; нам, в конце концов, подавай украинских трансвеститов, чтобы они на птичьем английском пели: 'Моя-твоя большой привет, моя не понимай английски, моя говорить танцы!'

Правда, вчера вечером даже Воган, видимо, пришел к выводу, что хорошего понемножку - он тоже заговорил о возможности выхода из программы:

- Нам придется решить, надо ли нам делать это снова. И западноевропейским участникам придется принять решение, будут ли они и дальше в этом участвовать: перспективы, у них, судя по всему, неважные.

__________________________________________

Мы пустили вас в 'восьмерку', на Евровидение. В НАТО вы не собираетесь вступать? ("The Times", Великобритания)

'Да кому эта фигня под названием "Евровидение" вообще нужна?!' ("Delfi", Эстония)

Артемий Троицкий: "Диму Билана надо посылать на 'Евровидение' год за годом, пока Европа над ним не сжалится" ("Эхо Москвы", Россия)