Как становится ясно из последних событий, Россия активно пробивается обратно на Ближний Восток - и не всегда способами, вызывающими у окружающих только добрые чувства. Москва стремится восстановить свой престиж в регионе, нарастить влияние, а также, что немаловажно, заработать денег - но то, что она делает это путем расширения поставок оружия, весьма опасно.
Только на прошлой неделе в Москве с чиновниками из российского министерства обороны встречалась делегация высокопоставленных сирийских военных - обсуждались вопросы поставок в Сирию современного оружия. Есть информация, что речь идет о продаже С-300, мощных систем ПВО, способных одновременно обстреливать несколько целей; истребителей дальнего радиуса действия МиГ-29СМТ; двух подводных лодок 'Амур-1650' и высокоточных тактических ракетных установок 'Искандер'.
Такое поведение России отнюдь не ново. Во времена 'холодной войны' Советский Союз десятилетиями был главным поставщиком оружия для Сирии, Ирака и Египта. В последние годы Россия продала Сирии управляемые противотанковые ракеты АТ-14 'Корнет', которые во время Второй Ливанской войны "Хезболла" использовала против израильских войск (а Россия в это время - ай да молодцы - вовсю обвиняла Армию обороны Израиля в непропорциональном применении силы).
Российское оружие поступает не только в Сирию. Обычное оружие Ирана также практически полностью российского производства. В прошлом году Россия согласилась продать Тегерану зенитно-ракетных систем на 700 миллионов долларов и планирует заняться модернизацией иранских самолетов Су-24 и МиГ-29, а также танков Т-72. Хотя гораздо больше беспокоит, конечно, то, что Россия с середины 90-х годов строит первый в Иране атомный реактор.
Кстати, от так некстати проявляемых щедрот России кормятся не только государства. Не менее тревожный звонок прозвучал в 2006 году, когда Кремль пригласил в Москву делегацию ХАМАС под предводительством Халеда Мешааля (Khaled Meshal). Москва до сих пор отказывается признать ХАМАС и "Хезболлу" террористическими организациями.
Чтобы никто, не дай бог, не подумал, что Россия намеренно укрепляет позиции сирийско-иранской террористической оси, сразу оговоримся: такие же сделки Москва проводит и с Саудовской Аравией. В феврале во время своего визита в Эр-Рияд президент России Владимир Путин предлагал саудовцам современные системы ПВО, 150 танков Т-90 и широкие программы по выводу на орбиту их спутников. Звучало на той встрече и предложение содействия в строительстве в Саудовской Аравии 'мирных' атомных реакторов. А в марте Россию с визитом посетил президент Египта Хосни Мубарак, в итоге также подписавший в Москве соглашение о сотрудничестве в атомной отрасли, явно созданное Россией с той же целью - усилить свои позиции во всем регионе.
Как же, с учетом всего сказанного, развивать российско-израильские отношения? Ответ на этот вопрос следует начинать с признания одной вещи: с самого 1947 года, когда Сталин поддержал образование Государства Израиль, надеясь, что оно своим существованием подорвет позиции Британской империи в регионе, поведение России практически постоянно диктовалось не узкоидеологическими, а безжалостными прагматическими соображениями.
Именно прагматическими причинами объясняется поведение России в период с 'шестидневной войны' 1967 года, когда Брежнев разорвал с нами дипломатические отношения, до 1991 года, когда их восстановил Горбачев. И если сегодня отношения между нами уже гораздо теплее, то это - проявление того же самого прагматизма.
Хотя объем двусторонней торговли практически не растет и составляет всего-то около миллиарда долларов в год, два наших государства прочно связаны в сфере бизнеса - в особенности в тяжелой промышленности, авиации, энергетике и медицине. Практически вся потребляемая в Израиле нефть поступает из стран бывшего Советского Союза.
Однако сегодня Израиль должен как можно сильнее надавить на Москву, чтобы остановить продажу оружия, нарушающего самые основополагающие требования, предъявляемые Израилем к собственной безопасности. Израиль не может больше позволять России усиливаться в регионе за свой счет.
И израильская политика в этом направлении будет эффективной, если в ее центре будет все тот же прагматический корыстный интерес России. В частности, стоило бы, наверное, подчеркнуть, что, занимая столь безответственную позицию и продавая оружие враждебным странам, Россия сама создает условия для такой нестабильности на Ближнем Востоке, которая повредит ей самой - ведь Россия хочет влиять на Ближний Восток.
Далее, наша дипломатия должна в особенности сильно сыграть на опасениях Москвы в том, что за ее счет будет усиливаться Иран. Именно руководствуясь этими опасениями, в марте в Иерусалим приезжал министр иностранных дел России Сергей Лавров, заявивший, что Россия, как член 'ближневосточного квартета', не оставит попыток созвать в июне в Москве международную конференцию по ближневосточному урегулированию.
Собственно, положительные признаки того, что израильская дипломатия может повернуть опасения Москвы в более здоровое русло, уже есть: только на прошлой неделе посол России в Израиле Петр Стегний заявил в интервью нашей газете, что Иран с ядерным оружием - это 'кошмар' для России в той же степени, что и для США с Израилем. Значит, и в этом, и в остальном Израиль может - и должен - сдерживать амбиции России по усилению ее влияния на Ближнем Востоке, соотнося их с собственными стратегическими интересами.
_______________________________________________
Вина Германии и еврейское государство ("The Wall Street Journal", США)
Вашингтонская битва за рождение Израиля ("The Washington Post", США)
Сегодня, в отличие от 30-х годов, евреи в состоянии защитить себя ("The New York Times", США)