Огромный и неприступный ледовый покров Арктики тысячелетиями был одним из самых мощных природных барьеров. Разделяя континенты, климатические системы и цивилизации, он в нетронутом виде особняком лежал на вершине мира. Его обходили стороной и войны, и человек со своими разработками новых месторождений. Даже на самом пике "холодной войны", когда ядерные субмарины ныряли под его ледяную толщу, Восток и Запад считали Арктику демилитаризованной и ничейной территорией, где нет места ни коммунизму, ни капитализму. Но вот все стало неожиданно меняться. Ручейки тающего льда превратились в мощный политический поток, который смел прошлые соглашения и ограничения, и открыл огромные потенциальные источники подводных богатств. В результате возникает старомодная драка за колонии, причем ведется она не только за новые империи, но и за нефть, полезные ископаемые и природные богатства.
Соперничество между пятью граничащими с Северным Ледовитым океаном странами - Россией, Америкой, Канадой, Норвегией и Данией (она по-прежнему владеет Гренландией) усиливалось в течение десятилетия. Но оно активизировалось самым драматичным образом в прошлом году, когда российский батискаф установил на дне океана на глубине двух миль подо льдами Северного полюса титановый флаг. Русские заявили, что совершили данный подвиг для того, чтобы подкрепить свои претензии на хребет Ломоносова и доказать, что хребет этот, идущий к северу от Сибири, является продолжением сибирского континентального шельфа. Благодаря этим действиям, утверждали они, были получены геологические доказательства, необходимые для подтверждения суверенных прав на разработку морского дна в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву от 1994 года (Конвенция ООН по морскому праву была принята в 1984 году, а в 1994 году было заключено дополнительное Соглашение о ее осуществлении - прим. перев.).
Соседи России по Арктике усмотрели в этом деянии вопиющую попытку захвата территорий и стремление упредить появление новых соглашений о разделе подводных ресурсов между приморскими державами. Они уже сделали собственные шаги по выдвижению заявок и претензий. Норвегия и Дания проводят съемки, а США готовят экспедицию якобы для поиска "гидротермальных кратеров и новых биологических форм жизни", но имея в виду больше коммерческие интересы. Действия русских побудили Данию созвать конференцию на высоком уровне с участием пяти государств, которая открылась вчера в Гренландии.
Все преданы делу сохранения полярного мира и стабильности. Но все также знают, как много поставлено на карту. В отличие от более холодной и гораздо более обширной Антарктиды, в отношении запрета на разработку месторождений, военную деятельность и расселение людей в Арктике не существует никаких международных договоров. По имеющимся оценкам, под дном Северного Ледовитого океана может находиться примерно четверть общемировых запасов нефти и газа, а также большое количество редких полезных ископаемых, стоимость которых составляет многие миллиарды фунтов стерлингов. В период резкого роста цен на сырье у этой пятерки стран возникает сильное искушение заключить между собой сделку и начать бурение.
Но пока появятся соответствующие технологии и политические механизмы, пройдет немало времени. Несмотря на таяние ледового покрова, пройдет не одно десятилетие, прежде чем появится возможность качать нефть за пределами установленной 200-мильной зоны. А ускоренное таяние льдов уже настолько встревожило экологов, что они начали настаивать на создании международного режима по Арктике, который несомненно войдет в противоречие с национальными притязаниями. В настоящее время не существует способа для реализации международных прав в этом районе. Поэтому участники конференции в Гренландии должны сосредоточить внимание на урегулировании и примирении как текущих противоречий и интересов (новые пути судоходства, безопасность на море, разливы нефти), так и долгосрочных. Отвратительная драка за ресурсы на полюсе нашей планеты может просто привести к началу новой "холодной войны".
_____________________________________________________________
Нефтяная лихорадка на просторах Арктики ("Vanity Fair", США)
Последний нефтяной рубеж? ("The International Herald Tribune", США)