Недавно к своему недоумению обнаружил, что знаменитое у нас песочное "Александровское" пирожное (Aleksandri kook) переименовано в пирожное "сассикоок", что в переводе звучит как "Сашкино пирожное". К чему бы это? Нехитрое песочное лакомство с начинкой из варенья и "накрытое" глазурной пластиной я помню с детства - по знаменитому тартускому кафе недалеко от университета. Еще лет тридцать назад тут были венские стулья и шахматные столики, непривычные для советского времени газеты, прикрепленные на старый манер к покрытым лаком деревянным палкам-штокам. Кофе пили из стаканов и со сливками, порция которых умещалась в миниатюрных кувшинчиках, а сахар-песок - в крохотных металлических "топсиках". Традиция!
Все беды от бескультурья
Их берегут повсюду в мире. Но это уютное тартуское кафе перестроили, как и популярное столичное кафе "Пярл", что в начале улицы Пикк. Тут кофейничали на старый манер столичные пожилые дамы, умевшие заливать сливки так, что они полностью оставались на поверхности и придавали особый вкус кофе, при каждом глотке сохранявшему первозданный вкус сливок.
Кстати, то же "Александровское пирожное" с легкой руки верноподданного тартуского кондитера назвали в честь российского императора Александра I, который в 1802 году восстановил, а фактически создал заново Тартуский университет, ставший известным именно в XIX веке! Ведь с момента первого основания в 1632 году это учебное заведение просуществовало с перерывами всего 44 года.
Но на недавнее празднование 375-летия университета гостей из Российского императорского дома "забыли" пригласить, хотя гостьей была шведская королева. Стоит в Тарту и памятник первому основателю университета шведскому королю Густаву II Адольфу. "Забыт" царь-либерал Александр I.
Между тем в Хельсинки, рядом с президентским дворцом стоит конная статуя Александра II. И финны не испытывает к ней политической аллергии или националистического зуда.
Скорее всего, объяснение происходящего у нас забвения старины - в катастрофически резких переменах жизни общества и государства. Увы, но очевидно еще одно - русофобия, порой и патологическая. Природа ее вовсе не генетическая, как полагает демократично настроенный профессор Рейн Вейдеманн. Тому есть другое определение - бескультурье, однобокая цивилизованность.
В итоге без шума, который в порядке "ансиповского" исключения сопровождал последний путь Бронзового солдата, незаметно и последовательно в Эстонии сужается круг русских памятных мест.
Тут русский дух!
А их - все равно много. Длинен список имен тех, кто составил славу российской науки в Тарту! Например, хирург-новатор Пирогов, составитель первого толкового словаря русского языка Даль, астроном Струве, основатель хроматографии Цвет, открывший синтетический каучук химик Кондаков...
Нет в вяло возрождающемся дачном поселке Усть-Нарва дома, на стене которого нельзя было бы поместить доску в память о пребывании на взморье знаменитого русского писателя или художника. В Тойла жил Игорь Северянин, там же сохранился президентский дворец, здание которого построил именитый купец Елисеев, создатель и ныне известных в России "елисеевских магазинов". На юге Ида-Вирумаа, в Авинурме, находился отчий дом декабриста Кюхельбекера.
В центре Эстонии, в Мяо, на заросшей елями опушке, подальше от глаз людских, стоит малоизвестный памятник русским воинам, погибшим во время Ливонской войны. Среди них приближенный Ивана Грозного - первый российский "энкаведэшник" Малюта Скуратов. В Тарту жил герой французского Сопротивления Борис Вильде, давший название известному на всю Европу антинацистскому движению.
С Вильянди связаны имена опального приятеля царя Александра I - преддекабриста, "императорского безумца" фон Бока и родственников жены Пушкина. С Пярну - арапа Петра Великого, с Сааремаа - мореплавателя Белинсгаузена, с Рапламаа - Шолохова, нанесшего сюда визит в 1940 году, с Пыльтсамаа и Тыравере - советских космонавтов, с Хийумаа - легендарного белогвардейца барона фон Унгерна, его предков.
В Тарту впервые напечатан державинский текст российского гимна, а в Кейла-Йоа, также впервые, исполнена музыка Львова "Боже! Царя храни". В Таллинне впервые и, кстати, на немецком языке (?!) было напечатано в оригинале "Горе от ума" Грибоедова...
Забытье и беспамятство
Но вы почти не найдете табличек на домах, информирующих об этих и многих других знаменитостях, и где еще, кроме специальных книг, прочитаете о важных событиях русской истории, имевших место непосредственно в Эстонии.
Беда, что и обосновавшиеся тут после войны "советские люди", составляющие большинство местных русских, пока и сами мало интересуются корнями, которые пустили здесь русские старожилы еще до Второй мировой войны и революции 1917 года.
Кто помнит, что в Таллинне, на углу улиц Гонсиори и Манеэжи, еще полвека назад было богатое подворье Пюхтицкого монастыря с замечательной церковью! Его снесли на волне воинственного хрущевского атеизма.
К сожалению, можно заранее сказать, что старейшая в Эстонии столичная гимназия Густава-Адольфа (она старше Тартуского университета) не установит памятную доску председателю Всероссийского театрального общества, выдающемуся русскому актеру Михаилу Ивановичу Цареву, который учился в этом учебном заведении почти век назад.
Нарвитяне уже часто пишут на эстонский манер - река Нарва, хотя местные русские всегда называли ее Наровой.
Когда 15 лет назад у нас началась кампания переименования улиц, то многие решения были вполне оправданными. Так, улице Ломоносова вернули прежнее название - Гонсиори. А вот пересекающей ее улице Крейцвальди старинное название - Епинатьевская - не вернули. Она была названа так по имени родственника митрополита Таллиннского и всея Эстонии Корнилия - купца Епинатьева, почетного гражданина столицы, выращивавшего тут век назад овощи для всего города.
Вытравливание памяти
Сегодня делается все, чтобы предать забвению то, что мы еще храним в памяти. Уже не существует старейшей в Тарту русской гимназии - Пушкинской, на строительство которой в XIX веке собирали деньги по всей России, кстати, как и на сооружение Александро-Невского собора и монумента в память о гибели русских моряков броненосца "Русалка".
Несмотря на широкое и твердое сопротивление русской общественности Тарту, а потом и всей Эстонии, в прошлом году Пушкинскую гимназию со славной историей все же ликвидировали. Власть, конечно, оставила в своей собственности само здание гимназии.
Другая история. Архитекторы, придумавшие новое здание-модерн в Таллине, на площади Виру, решили сохранить стены старого здания, в котором с 1872 года работала Ревельская Александровская гимназия. На уровне крыши ее название "18 Александровская гимназiя 72" было вылеплено на фасаде крупными буквами. Так вот, старые стены оставили, но уничтоженную в первые годы молодой Эстонской республики лепнину, напоминавшую о существовании славной гимназии, естественно, восстанавливать не намерены.
Или вот бесхозный памятник - якорь и пушка с потопленного русскими моряками шведского корабля. Они находятся на бульваре Эстония против здания Банка Эстонии. На табличке видны следы текста, но прочитать ничего невозможно. И неудивительно - ответственное за сохранность памятников старины ведомство столичной мэрии даже не включает его в свой реестр.
Безразличие власти к охране русской старины обнаружилось и тогда, когда в эпоху приватизации кадриоргских особняков в Таллине бесследно были разобраны остатки уникального архитектурного сооружения Вологодского купеческого подворья.
Известное в советское время, чуть ли не прозрачное, печенье "Валерий" называли и писали валерИ - с ударением на французский манер: на последней гласной. Хотя придумал его местный русский кондитер, назвавший творение собственным именем.
Та же участь постигла "московскую булочку", придуманную в столичном кафе "Москва". Ее уже несколько лет называют kreemisai - кремовой булочкой. Или вот в России с восторгом отзываются о таллинской кильке пряного посола. А ведь "придумал" ее местный купец Малахов и поначалу килька называлась "малаховской".
Против кого русификация?
Не воспринимая местную русскую субкультуру как составную культуры всей Эстонии, наше государство не считает своим долгом и охранять ее, "чужую".
Более того, неистово критикующие "советскую оккупацию" и "империю зла" эстонские политики и журналисты сами уподобляются тем, кто в сороковые годы прошлого века сносил в Эстонии памятники героям Освободительной войны, сжигал "буржуазную" литературу. Хотя ясно, что уничтожение памяти и памятников не просто безнравственно, если, конечно, проблема не в низкой художественной ценности.
Тут опасен обратный эффект - политический. Ведь за оскверненные памятники рано или поздно заступятся, как это около 20 лет назад сделали эстонцы. Но свой ответ могут дать и местные русские, причем не обязательно в цивилизованной форме. А нам всем это надо?
То, что сегодня делает власть и г-н Лийм, которого на вандализм подстрекает та же власть и СМИ, это - проявление примитивного реванша язычников в форме мести раба, который, обретя свободу, сам хочет стать рабовладельцем.
Банально, но факт. Страшно, что в этой роли оказалось небольшое, но целое государство, его политическая элита и придворные СМИ! Власть, ослепленная национализмом, пусть даже вынужденно, обманывает свой народ, когда, в частности, утверждает, что в конце XIX века русификация исключительно подавляла национальное самосознание, эстонскую культуру и язык.
Но русификация, имевшая для эстонцев и негативные моменты, была в основном и, прежде всего, направлена на вытеснение семисотлетнего немецкого засилья. Показательна позиция генерал-губернатора Остзейского края графа Шувалова в 1865 году, приведенная в газете "МЭ"-"Суббота" Александром Борисовым, касательно необходимости преподавания факультативно эстонского языка.
Вот она: "... русские гимназии, возделывая научно местные языки, не только не будут отрывать ищущих образования латышей и эстов от их народного корня и от интересов их родичей, как это делается в немецких учебных заведениях, а, напротив, дадут детям латышей и эстов средство сохранить и укрепить живую и плодотворную связь с родными племенами..."
Именно такие шаги России, как к ним ни относиться, способствовали взрывообразному росту национального самосознания эстонского народа, приведшему к формированию эстонской нации и появлению самостоятельного эстонского государства. Это - факт. Аналогии можно без труда найти и в советской национальной политике.
P.S. Если без эмоций
Выход из "войны с памятниками" видится не в национальном чванстве и рефлексии народа, закомплексованного своим прошлым. Выход есть всегда, было бы желание.
Примечательно, что в свое время при вручении Эстонии "Золотой медали Европы" за сохранение Старого Таллинна в заслугу ставилась уникальность того, что эстонцы сохранили и берегут на своей земле культуру других народов. Имелись в виду, прежде всего, датчане, немцы, шведы, русские. Но с восстановлением независимости Эстонии из этого списка упорно стараются вычеркнуть русских.
Лет десять назад в Таллин приезжал авторитетный немецкий эксперт-реставратор. Узнав о желании эстонских политиков снести "символ русского господства" - Александро-Невский собор на Вышгороде, он недоумевал по поводу такого варварского намерения.
Он предложил решить проблему так: надо построить громадный парадный подъезд Рийгикогу в стене на противоположной стороне замка Тоомпеа, где он возвышается вместе со сторожевой башней Длинный Герман и нашим триколором над Нижним парком, гостиницей "Меркурий" и прудом Шнелли. Въезд в пробитые в стене новые парадные ворота мог бы украсить торжественный дорожный серпантин.
Да, это обошлось бы в копеечку, но в таком случае досаждавший национально озабоченным политикам собор оказался бы в тылу Вышгородского замка.
Западный гость не утверждал, что это - единственно верный вариант. Просто он полагал, что решение любого конфликта обязательно должно устраивать обе стороны. Обе!
Комментарии читателей Delfi:
Шапокляк, 28.05.2008 14:01
Америка за нас взялась, значит все на американский мАнер и состряпают.
Где сейчас индейцы? там же скоро и все прибалты будут.
fg, 28.05.2008 14:07
Своего ничего нет, только немецкое и русское, как тут не взбесишься. А ты, Кленский, бери и организовывай таблички, восстановления, памятники. А не болтай попусту на Дельфи. Авторитет ты себе заработал, тебя знают, помогут - дерзай работать.
Ильф, 28.05.2008 15:20
Эсты в культурном отношении ничего не создали и уже не создадут никогда по многим причинам. Разве что разновидность гамбургера с мульги капсад. Подождем немного и эсты растворятся. Вернем все на свои места.
vot, 28.05.2008 15:25
Выяснили: 1.Русский мат придумали эстонцы. 2. Если б не безкультурные эстонцы, русского мата не было б вовсе. Ну как ни крути, кругом во всем виновны эстонцы. Да и погодка сегодня прохладная какая-то ... Ну понятно, кто виновны!
nu, 28.05.2008 17:48
Вы, видимо, искренне убеждены, что, рождаясь русской, вы тем самым лучше и выше эстонца. Вы даже не пытаетесь возвышаться лично, а именно как русская, старательно унизив при том эстонцев. Не буду Вашу точку зрения оспаривать. Есть такое Вам предложение: выступать со статьей (докладом) о превосходстве русской нации перед всеми остальными - прежде всего эстонцами - публично. Вам будет предоставлено слово; Вы в свою очередь докажете научно, что Вы как русская уже по рождению превыше любого эстонца. Вы согласны?
______________________
Любить эстонца ("Delfi", Эстония)
Националист Юри Лийм украл два советских памятника ("Postimees", Эстония)