Конец 'холодной войны', распад Советского Союза, расширение НАТО на бывшие государства-члены Варшавского договора - все это были лишь фазы великого 'столкновения цивилизаций'. Что толку, что Никита Хрущев топал ногой в здании ООН в Нью-Йорке, а Леонид Брежнев воевал против талибов, американских союзников в Афганистане. Напрасно Горбачев, Ельцин и Путин предлагали дружбу Вашингтону. Похоже, столкновение Востока и Запада никогда не закончится. В прошлую субботу русские снова показали свое настоящее византийское лицо - подсунули Европе и миру Диму Билана. Причем, именно в Белграде. Парень из Кабардино-Балкарии просто потряс нерусский мир, спев песню 'Поверь' (Believe Me).
Ответ не заставил себя ждать. Запад достал из рукава самый сильный козырь - пожилого, но все еще активного покорителя женских сердец и неутомимого археолога Индиану Джонса. Американцы знали, для чего его берегли. Они чувствовали, что русские что-то замышляют, и были к этому готовы. А Индиана - как раз настоящий американец, готовый не раздумывая ликвидировать противника, отнять у него жену, драгоценности, заодно разрушить какой-нибудь ценный памятник культуры и со славой вернуться домой, в университет, к знойным студенткам. Вкратце: 'этнический кошмар профессии', как его назвали австралийские археологи.
Между мечтой и реальностью
Шутки в сторону, Дима и Индиана стали героями весны 2008 года. Не потому, что оба являются мастерами в своем деле, а потому, что они еще раз напомнили миру, что не все мы одинаковы. И на победы и поражения смотрим по-разному. Как по-другому объяснить тот факт, что западные СМИ в выступлении российского поп-певца нашли несметное количество политических посланий, в то время как то, что герой нового фильма об Индиане Джонсе все время сводит счеты с советскими (русскими) коммунистами, не кажется им ни на каплю идеологически окрашенным.
Но, в то время как Дима является реальным героем СМИ по всему миру, Индиане остается довольствоваться целлулоидной пленкой и темными кинозалами. Оба, и в это не стоит сомневаться, своим создателям принесут огромные деньги. Так кому стоит верить - мечте или реальности?
Не будем обманывать себя: музыка, тем более, популярная, один из самых легких способов привлечь внимание широкой аудитории. Неудивительно поэтому, что политики любят держать возле себя представителей шоу-бизнеса. Или, в особых случаях, сами берут микрофон или какой-нибудь инструмент, что нам в свое время жалко продемонстрировали президент США Билл Клинтон и отдельные местные партийные лидеры.
Напомним, во время больших расистских волнений в США, возникших после покушения на Мартина Лютера Кинга, 4 апреля 1968 года, белые жители города Бостон в штате Массачусетс настояли на том, чтобы легенда соул-музыки Джеймс Браун все-таки провел уже отмененный концерт, чтобы как-то утихомирить страсти. Тогда музыка победила, показав всю свою мощь в сравнении с политикой.
Но когда речь заходит о прошедшем 'Евровидении', страсти только разгораются. Снимок Димы Билана, который в эйфории (в три часа ночи по московскому времени) по мобильному телефону принимает поздравления главы самой большой страны на планете Дмитрия Медведева и самого мощного премьера Владимира Путина, стал настоящей занозой для тех, кто и сегодня считает, что 'железный занавес' никогда не должен был пасть. Британский репортер Терри Воган, например, Димину победу называет 'политической' и 'весьма неприятной с точки зрения Соединенного Королевства'!
Итак, Диме Билану, наряду с очевидными стремлениями влиться в глобалистское понимание мира (он пел на английском и немного в гей-манере), не удалось облегчить муки представителям 'демократии и западных ценностей'. А, может, ему и не представилась настоящая возможность для этого. И само голосование на 'Евровидении', в котором проявились все политические симпатии и идеологические размежевания широкой аудитории, не позволило его победе стать универсальной.
'Марионетки империализма'
Однако именно критикам этого политическо-эмоционального компонента следовало бы задаться вопросом, почему он все еще так силен. Что именно в истории Запада и Востока заставило людей о таком банальном событии как один музыкальный фестиваль иметь настолько разные мнения?
Без сомнения, те, кто десятилетиями чувствовали себя униженными и обманутыми, сегодня с особой гордостью смотрят на те отдельные личности, которым удалось 'вернуть удар'. Впрочем, успехи 'меньших' всегда сопровождались большим воодушевлением, чем успехи 'великих'. Это в человеческой природе. Неудивительно поэтому, что 'великие' в подобных ситуациях чувствуют себя нелюбимыми.
Но вернемся к Индиане Джонсу. Коммунисты Санкт-Петербурга оценили его новый жизненный этап, показанный в фильме 'Королевство хрустального черепа', как 'клевету на советских коммунистов' и призвали любителей кино к бойкоту фильма. А Харрисона Форда и Кейт Бланшетт объявили 'марионетками империализма' и нежелательными гостями в своем городе.
Стоит заметить, что в случаях Димы Билана и Индианы Джонса речь идет лишь о легких развлечениях.
Перевод с сербского: Екатерина Яковлева
______________________________________
Новые враги народа - Терри Воган и Индиана Джонс ("The Guardian", Великобритания)
Хорошие, плохие и русские ("The Times", Великобритания)
Терри Воган: Результаты Евровидения - не повод для смеха ("The Guardian", Великобритания)
Стоит ли Западной Европе и дальше участвовать в "Евровидении"? ("The Times", Великобритания)