Кашгар (Китай). - Сообщения о подготовке терактов, поступающие из этого населенного мусульманами региона в западной части Китая кажутся нереальными: раскрыт заговор с целью взорвать самолет, обнаружен тайник с тротилом для устройства взрывов на Пекинских играх, арестована даже 'банда террористов', планировавшая похитить спортсменов-олимпийцев.
Но речь идет не об обычном 'перешептывании' в Интернете: все это - официальные сообщения китайских властей. Поэтому я и прилетел сюда, в Кашгар - древний 'перевалочный пункт' на Великом шелковом пути, с его минаретами, верблюдами и коврами, придающими городу центральноазиатский колорит - в поисках пресловутых террористов.
Вместо этого сотрудники китайского министерства госбезопасности разыскали меня самого. Я провел в Кашгаре всего несколько часов, когда мне позвонил оператор - китаец по национальности - и сообщил, что его допрашивают двое агентов в штатском. Они просили оператора ничего мне сообщать: мол, американские журналисты принимают такие вещи слишком близко к сердцу.
Этот допрос явно свидетельствовал о беспокойстве, которое вызывает у властей обстановка на мусульманском западе Китая. Здесь, в Синьцзяне, действуют сепаратисты, выступающие за создание независимого государства 'Восточный Туркестан' - периодически они взрывают политические участки, а в 1997 г. даже заложили бомбы в трех пассажирских автобусах.
Китайские власти заявляют, что в результате таких терактов, организованных уйгурскими сепаратистами, с 1990 по 2001 г. погибло 162 человека. С 1997 г. за причастность к подобным акциям сепаратистов было приговорено к смерти более 200 человек. В прошлом году появилось официальное сообщение о гибели 18 человек во время налета полиции на тренировочный лагерь уйгурских террористов, связанных с "Аль-Каидой". В лагере было обнаружено 1500 гранат.
Затем, в марте этого года, Пекин объявил о раскрытии заговора с целью 'организации катастрофы' пассажирского самолета вскоре после его вылета из аэропорта столицы Синьцзяна Урумчи. В апреле власти сообщили о конфискации взрывчатки у уйгуров, намеревавшихся стать террористами-смертниками. 'Банда террористов планировала похищать журналистов, туристов и спортсменов во время пекинской Олимпиады', - цитирует агентство Associated Press заявление сотрудника пресс-центра Министерства общественной безопасности У Хэпина (Wu Heping).
А не далее как в этом месяце в Шанхае произошел взрыв в переполненном рейсовом автобусе: три человека погибло, многие пассажиры получили ранения. Никто не взял на себя ответственность за этот теракт, но по характеру он напоминал взрывы в автобусах, организованные уйгурами в 1997 г.
Генеральный секретарь Интерпола Рональд Ноубл (Ronald Noble) на одной пресс-конференции заявил, что нападения террористов во время Олимпиады 'реально возможны', приводя в качестве доказательства упомянутые случаи, а также сообщения о заговоре террористов, планировавших сорвать Игры, применив отравляющий газ.
Как все это понимать, сказать трудно, поскольку я, гуляя по Кашгару, обнаружил, что в городе все спокойно. Я, конечно, не рассчитывал найти террористическую ячейку, но ожидал, что отношение жителей к властям будет более враждебным. Простые уйгуры, с которыми я беседовал, высказывали в их адрес кое-какие упреки, но такого возмущения, как у тибетцев, здесь не наблюдалось.
'Никому не нравится, что сюда перебирается столько китайцев, - заметил лавочник-уйгур. - Конечно, мы все этим расстроены. Но что тут поделаешь?' А одна молодая женщина высказала иную точку зрения. 'Когда я была маленькой, мама мне говорила 'Будешь бегать где попало, тебя похитят китайцы-ханьцы, а они едят людей', - со смехом рассказала она и добавила. - Но теперь мы чаще видим ханьцев и больше их не боимся. Отношения с ними нормальные'.
Некоторые молодые уйгуры критически отзывались о пекинской Олимпиаде, опасаясь, что для ее проведения будут опустошены местные бюджеты. Но на любой улице Манхэттена можно услышать куда более радикальные антиправительственные высказывания, чем здесь. Единственное 'приключение', что у меня было в Кашгаре - это необходимость водить за нос офицеров госбезопасности, следовавших за мной по пятам всякий раз, когда я покидал гостиницу.
Обычно китайские власти стараются преуменьшать любые угрозы, связанные с безопасностью в их стране, но правозащитники убедительно доказывают, что Пекин нагнетает тревогу вокруг 'уйгурских террористов' в качестве предлога для репрессий против мирных диссидентов-уйгуров. После 11 сентября Китай объявил собственную 'войну с террором' в Синьцзяне, но по данным правозащитных организаций Human Rights Watch и "Международная амнистия" (Amnesty International) ее жертвами часто становятся уйгуры, абсолютно отрицающие насильственные методы борьбы.
К сожалению, администрация Буша во многом поддерживает этот китайский вариант 'войны с террором'. Так, в докладе Министерства юстиции, опубликованном в этом месяце, упоминается о том, что американские военные 'обрабатывали' заключенных-уйгуров в Гуантанамо перед прибытием туда китайских следователей для их допроса. Американцы морили уйгуров голодом и не давали им спать, а затем приглашали китайцев.
Это позорная практика: мы не должны делать 'грязную работу' для китайцев. Подобные действия - очередное доказательство того, что в ходе 'войны с террором' бушевская администрация подрывает наши нравственные принципы.
Нам следует призывать Пекин терпимее относиться к мирным диссидентам, и преследовать только террористов. Но вместо того, чтобы прояснить эту грань, мы в последние годы помогаем китайцам ее размывать. Опасность терактов во время Олимпиады вполне реальна, но это еще не повод, чтобы поступаться нашими принципами.
_________________________________
Бойкотировать Пекин? Это ни к чему не приведет ("Corriere Della Sera", Италия)