Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Эстонский рецепт

Сломать стереотипы о НАТО можно, только оперируя фактами

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вступление любой страны в НАТО является своего рода лакмусовым тестом на ее государственность. И убедить население страны в необходимости вступления в Организацию Североатлантического договора можно только с помощью фактов.

Вступление любой страны в НАТО является своего рода лакмусовым тестом на ее государственность. И убедить население страны в необходимости вступления в Организацию Североатлантического договора можно только с помощью фактов. Такое мнение высказали вчера эстонские эксперты на круглом столе на тему 'Эстония в НАТО - опыт, уроки, будущее', организованным при содействии Фонда 'Демократические инициативы'. Советник министерства обороны Эстонии Мадис Микко вместе с полковником Балтийской военной академии Германом Кеса и директором Трансатлантического содружества НАТО в Эстонии Викторией Пунга приехали на Украину, чтобы поделиться своим опытом евроатлантической интеграции, рассказать об уроках и ошибках. После Киева эстонские эксперты посетят Черкассы и Чернигов.

Согласно опросов общественного мнения, среди граждан Эстонии поддержка членства в НАТО всегда была высокой и достигает 80 процентов. Более 53 эстонцев считает, что уровень безопасности страны возрос после вступления Эстонии в НАТО. Большинство населения (67 процентов) по-прежнему считает членство в НАТО основной гарантией безопасности для страны.

Курс Эстонии на членство в НАТО и ЕС был взят в 1993 году и не менялся, несмотря на приход к власти разных правительств. Поскольку эстонская политическая элита была единогласной в этом вопросе, общество консолидировалось очень быстро.

Как отметил полковник Герман Кеса, процесс евроатлантической интеграции базировался на двух пунктах: безопасности и благосостоянии населения. Но приоритетом была безопасность, сказал эстонский генерал, хотя соблюдался баланс по отношению к благосостоянию. По его словам, оборонные расходы на одного эстонца в год составляют 101 доллар, в то же время в нейтральной Швеции этот показатель равен 800 долларам.

Какую роль играет сейчас в информировании населения основанное в 2001 году Трансатлантическое содружество НАТО в Эстонии после более чем четырех лет, прошедших после вступления прибалтийской страны в эту организацию, каково отношение русскоязычного слоя граждан эстонского общества к НАТО? Как, исходя из эстонского опыта, можно разрушить на Украине старые стереотипы о НАТО? Об этом 'Дню' рассказывает директор содружества Виктория Пунга.

- Изначально роль Трансатлантического содружества НАТО состояла в информировании населения о том, что такое Альянс, как он существует, что делает. И после 2004 года, когда мы являемся полноправным членом Североатлантического Союза, наша работа продолжается. Мы работаем со школами, так как новое поколение все время приходит в школу и все время нуждается в информации. Мы работаем с учителями, академиками и в том числе с населением Эстонии. Вначале, возможно, мы больше сами ходили к населению с информацией. Теперь население приходит само к нам. То есть те, кто заинтересован в функционировании НАТО и обороны в целом, чаще звонят или приходят к нам и просят дать им информацию.

- А как ведется в Эстонии работа с русскоязычным населением? Этот слой эстонского общества по-прежнему негативно относится к Организации североатлантического договора?

- Ситуация немного изменилась. Общая поддержка НАТО в Эстонии, включая русскоязычное население, составляет 80 процентов 'за'. Я бы сказала, что русские, особенно молодежь, довольно сильно заинтересованы в теме обороны и НАТО. Если сравнивать эстонское и русскоязычное население, то вначале нашей работы среди русскоязычного населения только 15 процентов было 'за' вступление в НАТО. Сегодня мы говорим о том, что такая поддержка достигает 55 процентов и эта поддержка чувствуется.

- Какие аргументы повлияли на изменение мнения этого слоя граждан эстонского общества?

- Об этом нас спрашивают везде. Единственный ответ - это честность. Нужно быть честным. Не надо говорить, что мы думаем о НАТО, а говорить то, что мы точно знаем, - о фактах. К примеру, на Украине многие люди думают, что такое НАТО, но не знают. Я думаю, что здесь населению представлялось меньше фактов, чем во время нашей евроатлантической интеграции. Мы представляли нашему населению информацию и во время дискуссий обсуждали все факты, как позитивные и негативные. Думаю, что это повлияло на население абсолютно стопроцентно.

- На Украине ситуация немного посложнее. Еще со времен бывшего СССР у нас существует много стереотипов о том, что НАТО это агрессивный блок. Как, исходя из вашего опыта, на Украине можно разрушить старые стереотипы?

- Нужно говорить правду. Может быть, это звучит пафосно, но единственное, что надо делать: надо говорить только правду и дать знать о НАТО как можно большему количеству людей. Но для этого нужны ресурсы. Без церквей и священников невозможно было распространить христианство. После создания нашего Трансатлантического содружества, естественно, что мы работали с населением. Но, с другой стороны, нам очень большую помощь оказывало государство. В первую очередь, со стороны министерства иностранных дел и министерства обороны. У нас не было проблемы в ресурсах.

На Украине элита, а это члены правительства и парламента, объявили, что они хотят в будущем вступить в НАТО. Раз так, то правительство должно этим заниматься. И для этого оно должно выделить ресурсы. Ведь правительство взяло на себя обязательство.

- Речь идет о финансовых ресурсах?

- Не только. Наши эксперты ходили в школы, проводили различные семинары и круглые столы. Иными словами, речь также идет не только о финансовых, но и человеческих ресурсах, которые являются одним из важных ресурсов в проведении евроатлантической кампании. Если люди в своем большинстве ничего не знают об этой теме, тогда возникает проблема. Я считаю, что на Украине уже есть часть общества, которая хорошо информирована по поводу НАТО. Может быть, проблема в том, как тема НАТО преподносится. Что в Эстонии было хорошо, - координация велась одновременно. И она была очень хорошей. Сотрудничество между разными институтами общества, не только между министерствами, а между ведомствами и ассоциациями работало очень хорошо.

- Как вы считаете, существует ли потребность в существовании вашего Трансатлантического содружества НАТО?

- Я думаю, оно будет существовать все время. Ведь такие общества существуют даже в таких странах - членоах НАТО, как, например, в Дании, Норвегии и Германии, которые находятся в составе Североатлантического Альянса НАТО более полувека. Эти общества до сих пор работают и занимаются информированием населения о деятельности Альянса. И я считаю, что в Эстонии такая деятельности также будет продолжаться. У меня нет сомнения, что НАТО будет продолжать существовать. В следующем году этой организации исполниться 60 лет. Вопрос не идет о несуществовании НАТО.

- Чтобы вы хотели пожелать украинским организациям, которые занимаются информированием населения о НАТО?

- Работать. Работать. Работать.

_______________________________

Ющенко занял ярую, махровую русофобскую позицию ("Эхо Москвы", Россия)

Александр Рар: Большой комплекс старшего брата ("ИноСМИ", Россия)