Здание СБУ на Владимирской, 33 выглядело в этот день довольно странно. В просторном холле вместо обычных стен, выкрашенных в сдержанные строгие цвета - тысячи лиц, смотрящих с фотографий, вместо обычной настороженной тишины - шум.
Внизу перед входом, очередь желающих войти в дом, из которого когда-то непросто было выйти. Камеры, микрофоны, диктофоны, блокноты в помещении, до недавнего времени полностью закрытом для прессы.
В целом - беспощадное пренебрежение к "знаменитым" традициям КГБ. А виновниками этого беспокойства в бывшем центре советской карательно-репрессивной системы в Украине стали снова они - бандеровцы.
Здесь, на бывшей Короленко, 33, на протяжении десятков лет в процессе создания "добропорядочных советских граждан" ломали "врагов народа" ("петлюровцев", "бандеровцев", диссидентов).
Следственная тюрьма во дворе, кабинеты следователей, длинные коридоры - это было последнее, что видели сотни тысяч несогласных перед отправкой в лучшем случае - в далекую Сибирь, в обычном - в иной мир.
Эти люди должны были исчезнуть. Исчезнуть физически и исчезнуть из памяти. Все, что напоминало о них: документы, полученная в ходе следствия информация, конфискованные вещи оседали в тайных архивах. Потом эти материалы часто попадали в печь, как "не имеющие исторической ценности".
Но система не успела. Не успела переплавить всех в единый советский народ, не успела замести следы существования несогласных. Поэтому архивы, которые должны были стать единственным кладбищем "несогласных", стали местом, откуда они возвращаются к своим родственникам, своему народу, своей истории.
В архивах СБУ сосредоточены ценнейшие материалы нашей беспощадно перекрученной истории. Истории, из которой пытались вырвать отдельных лиц или целые периоды.
Здесь можно ознакомиться с тем, как перекручивали и как уничтожали, кто перекручивал и кто уничтожал. Конфискованные у "врагов народа" документы, фотографии, предметы, которые остались здесь, рассказывают об истории борьбы против системы, о тех, кто решился бросить ей вызов. Маленькие истории отдельных людей, из которых можно составить реальную картину "совершенно тайного" периода.
27 мая в центральном офисе Службы безопасности на Владимирской открылась фотовыставка "УПА. История непокоренных". Сотни фотографий и документы, большинство из которых вышли из тайников НКВД-КГБ, рассказывают историю непокоренного поколения. Некоторые из них присутствуют в зале.
Это Степан Семенюк, уроженец Волыни, который непосредственно принимал участие в создании первых повстанческих отделов, со временем - шеф политического отдела Военного округа "Турив". Арестованный в 1944 году, осужденный на смертную казнь, со временем замененную на двадцать лет лагерей. На девятом году заключения Степан Семенюк принимает участие в Норильском восстании 1953 года, одном из тех, которые развалили "архипелаг ГУЛАГ" и покачнули устои империи.
Это сын Главного командира УПА Романа Шухевича Юрий. Впервые в этом доме он побывал в 1948 году, пятнадцатилетним парнем. Юношу советская власть считала опасным "врагом народа", а потому отсюда он мог выйти только в лагерь. Там он потерял зрение, там прошла его молодость. В общей сложности Юрий Шухевич отсидел тридцать один год.
Это сотенный УПА "Кривонос", он же Мирослав Симчич. Двадцатилетним юношей, командуя сотней УПА "Березивской", разгромил целый полк НКВД под Космачем. За это советская власть отблагодарила его тридцатью шестью годами лагерей.
Это другие повстанцы, а сейчас люди преклонного возраста, которые пристально вглядывались в фотографии, узнавая на них себя или своих побратимов по оружию.
Живая история и история на фотографиях. Очевидная история. Без пропагандистского осадка и надоевших идеологических клише. Вот они, "бандиты и воры" с открытыми лицами и верой во взгляде. Без пафоса парадов регулярных армий, без торжественной униформы генералов.
Со спокойной уверенностью в необходимости своего долга. Ежедневного долга защищать себя и своих детей: от голода, тюрьмы и страха. Без раздумий, как "история оценит" их. Если дети будут живы - будут помнить: ничего необычного, просто очередная война. И очередной шанс, чтобы дети жили без очередной войны.
Вот они через десятки лет: не то что битые - уничтожаемые жизнью. Те же открытые лица, но уже тронуты морщинами. Спокойно смотрят на свои молодые лица на стендах центрального офиса Службы безопасности, принимают современные награды. Так же спокойно, как десятилетия назад смотрели в глаза смерти: коричневой, красной, бесцветной.
Время и место выставки имеет значение, но не для них. Для нас. Они же получили все, что хотели - на той же Владимирской два часа назад дети спокойно бежали в школу.
А они просто вернулись в дом под номером 33, где их мучили чекисты и гестаповцы. Вернулись победителями и героями. В УКРАИНУ. И это просто факт. В котором никто из тех молодых лиц на фотографиях не сомневался.
________________________________
Апология Шухевича (ИноСМИ, Россия)
Культ УПА: аморализация Украины (REGNUM, Россия)
Роман Шухевич: первый среди равных ("Украинская правда", Украина)
Роман Шухевич: солдат ("Украинская правда", Украина)
УПА в комиксах, как бикфордов шнур. . . ("Зеркало Недели", Украина)