В вышедшем в 1994 году фильме 'Утомленные солнцем' идиллическая жизнь благополучного семейства на подмосковной даче за один день была вдребезги разбита сталинизмом. Поклонники картины, получившей 'Оскара' в номинации 'Лучший фильм на иностранном языке', будут поражены ее готовящимся продолжением. И не только потому, что режиссер Никита Михалков оживил героев, которые в первой картине должны были погибнуть.
Первый фильм, камерная драма, пронизанная подспудным ужасом, почти целиком был снят на небольшой съемочной площадке. Его продолжение, часть которого сейчас снимается на загородной железнодорожной станции в 30 милях к югу от Санкт-Петербурга, будет панорамным блокбастером, с достойными Голливуда батальными сценами. Бюджет картины составит 55 миллионов долларов, что делает ее самым дорогим фильмом за всю историю России.
В новом фильме четыре главных героя первых 'Утомленных солнцем' (трое из которых должны были погибнуть), внезапно сталкиваются в горниле Второй мировой войны. Кроме того, Иосиф Сталин, злой дух которого незримо витал в первом фильме, наконец, появляется на сцене.
И на какой сцене! Шестидесятидвухлетний режиссер делает не один, а два полнометражных фильма - первую и вторую части 'Утомленных солнцем-2', плюс двенадцатисерийный телевизионный фильм, углубляющий и расширяющий основную сюжетную канву. Михалков собирается выпустить первую часть киноверсии к 9 мая 2010 года - 65-й годовщине победы во Второй мировой войне. Вторая часть фильма должна выйти несколькими месяцами позже, а в 2011-2012 годах планируется закончить работу над телевизионной версией.
'Это эпическое полотно в традициях военных фильмов, - считает ведущий киновед и кинокритик Москвы. - Если картина будет иметь успех, я не думаю, что зрители станут возражать против того, что она по масштабу отличается от оригинала'.
Увековечивание памяти Второй мировой войны, которую в России называют Великой Отечественной, стало в последнее время практически государственным культом, подкрепленным возрождающимся советским историческим догматизмом.
Новые школьные учебники преуменьшают жестокость и кровожадность Сталина, породившие в том числе те чистки, которые практически парализовали армию в преддверии войны. На заявления соседних прибалтийских стран о том, что Красная армия их не освободила, а оккупировала, российские официальные лица реагируют вспышками ярости.
На проводившейся в прошлом месяце на деньги ФСБ (наследницы КГБ) конференции по Второй мировой войне звучали призывы к российскому парламенту отменить принятую в 1989 году резолюцию, осуждающую секретный протокол 1939 года. Согласно этому протоколу, подписанному Сталиным и Гитлером был произведен раздел Польши, а СССР достались бывшие до этого независимыми страны Прибалтики.
В интервью, данном на прошлой неделе прямо на съемочной площадке, Михалков заявил, что он хотел передать 'священный' характер борьбы на своей земле за выживание родной страны.
Однако, по словам режиссера, его новый фильм не является идеологической агиткой, и Сталин, которого Михалков называет 'великим Сатаной', изображен в нем весьма нелицеприятно. Он показал журналисту сцену из рабочей версии картины, в которой комдив Сергей Петрович Котов (его играет сам Михалков) мечтает убить Сталина, заставив диктатора подавиться тортом, на котором глазурью выложен его собственный портрет.
'Для меня существует только один критерий: увлекательно это или нет, сочувствуют зрители героям или нет, - объясняет Михалков. - Этот критерий намного эффективнее любой идеологии'.
Режиссер родился в привилегированной советской семье. Его отец - Сергей - был поэтом и детским писателем, лауреатом Сталинской премии по литературе. Его авторству принадлежит текст государственного гимна Советского Союза. (Когда предыдущий президент России Владимир Путин восстановил советский гимн, Михалков-старший переработал текст.) Старший брат Никиты Михалкова - Андрей Михалков-Кончаловский, - также известный режиссер - работал в Голливуде и снял, в частности, 'Танго и Кэш' с Сильвестром Сталлоне.
Хотя Михалков не был членом Коммунистической партии, статус его семьи в рамках системы обеспечивал ему относительную свободу творчества. Это дало ему возможность снять несколько фильмов, заслуживших международную известность, таких как 'Раба любви' (1976), 'Неоконченная пьеса для механического пианино' (1977) и 'Обломов' (1979).
В отличие от многих советских режиссеров, он легко пережил падение коммунизма. В девяностые он стал видным русским националистом, выступал против президента Бориса Ельцина и боролся за возрождение монархии.
Сегодня, Михалков друг и преданный поклонник Путина, который недавно посетил его на съемочной площадке. В лице Путина режиссер нашел свой идеал российского лидера - сильной руки, восстановителя гордости страны, борца за особое, отличное от западного, российское самосознание, с осторожностью относящегося к намерениям и влиянию иностранцев.
'Мы живем в период, когда Россия сосредотачивается', - говорит Михалков в своем документальном фильме, снятом в 2007 году к пятидесятипятилетию Путина, в котором проповеди режиссера перемежаются льстивыми сюжетами про Путина - вот он пилотирует истребитель, вот громит чеченских повстанцев, вот посещает фабрики, что указывает на бурное развитие экономики.
'И все эти перемены так или иначе связаны с его именем'. Интонации Михалкова заставили одного из критиков сравнить фильм с панегириком 1976 года в честь лидера Советского Союза Леонида Брежнева.
В прошлом году Михалков вместе с еще тремя активистами, выступившими от имени 'российских деятелей культуры', подписал открытое письмо Путину с просьбой остаться президентом. Умильно мурлыкающий тон письма вызвал общее возмущение.
'Создается новый культ личности, - заявил писатель-беллетрист Виктор Ерофеев, выступивший тогда против Михалкова. - Это напоминает мне о тех недобрых временах, когда все начиналось с поздравлений, а заканчивалось кровью'.
Однако режиссер не думает раскаиваться. 'Я считаю, что идея любых перемен, любая игра в орлянку, губительна для страны, - ответил он Ерофееву. - Когда меняется власть в США, в стране все остается прежним, кроме фотографии жены на рабочем столе президента. Они не заменяют 'звезды и полосы' зеленым или красным флагом. Но я боюсь, что здесь такое может произойти'.
В эпилоге 'Утомленных солнцем' кратко обрисовывалась судьба главных героев. Котов, симпатичный большевистский герой войны, почитавший Сталина и советскую родину, был казнен. Его жена Маруся сгинула в сети трудовых лагерей, известной под названием ГУЛАГ. Митя, бывший возлюбленный Маруси, играющий в этой чеховской драме трудную роль Иуды, завершив свое предательство, вернулся в Москву в свою квартиру вблизи Кремля. В конце фильма он, сотрудник сталинской тайной полиции, с перерезанными венами лежит в ванне, истекая кровью.
В новом фильме все трое столкнутся вновь, обещает Михалков.
'Тогда часто так происходило - людям сообщали, что их родные мертвы, когда они, на самом деле, были еще живы', - объясняет Михалков. Оживлять мертвых, добавляет он в шутку - почтенная литературная традиция: 'Вспомните, что Шерлока Холмса тоже убивали'.
В продолжении вновь появится и Надя, дочь Котова и Маруси, которую в первом фильме играла прославившаяся этой ролью шестилетняя дочь Михалкова. Надя выжила в детском доме для детей врагов народа, стала взрослой красивой женщиной и ушла на фронт.
'Во время съемок она прошла сквозь нелегкие испытания, - рассказывает восхищенный отец. - В жгучий мороз ей приходилось выносить раненых с поля боя. Это изменило ее внутреннее понимание войны'.
На прошлой неделе, долгим солнечным днем, Михалков - дубль за дублем - входил в роль Котова. На белой лошади Котов врывается в толпу русских, торопящихся на поезд, чтобы успеть спастись от наступающих немцев. В их числе и Маруся, успевшая выйти замуж за другого и родить от него ребенка. Котов молча смотрит на нее, но не останавливает.
'Котов выжжен изнутри, - объясняет Михалков. - В эпизоде, который мы сейчас снимаем, его жена уходит с другим. У него ничего больше не осталось. Как он сам говорит, ничего, кроме целой кучи немцев'.
___________________________________________________
Возвращение блокбастера ("The Observer", Великобритания)
Сочетая массовую культуру с пропагандой ("Chicago Tribune", США)
Голливуд по-русски: кино как реклама государства ("The Wall Street Journal", США)
Фильм "12" изучает российский суд присяжных ("The Washington Post", США)