Ближневосточные бомбы и бахвальство стали притчей во языцех. Однако мы менее осведомлены о том, что, возможно, представляет собой самый серьезный стратегический вызов для арабских стран - о так называемом демографическом приоритете молодежи.
Как демонстрирует специальный репортаж, опубликованный на этой неделе в Financial Times, лица моложе 25 лет составляют до двух третей населения арабских стран, и более четверти из них не имеют работы, живя в крайне неспокойном регионе с самым высоким в мире уровнем безработицы. Исследование Всемирного банка, проведенное пять лет назад на Ближнем Востоке и в Северной Африке, показало, что к 2020 г. в регионе потребуется создать от 80 до 100 миллионов рабочих мест.
Будущее не только региона, но и всего мира может оказаться очень мрачным, если усилия по трансформации целого поколения, необходимые для ответа на этот вызов, не принесут хотя бы некоторого успеха. Это преображение должно наступить не только в экономике.
Очевидно, что арабские правительства должны больше инвестировать в инфраструктуру и вводить в действие современные инвестиционные схемы, что, например, сделали некоторые города-государства Персидского залива. Но причины относительно неуспеха арабов на ниве развития глубоки, о чем говорят неутешительные данные докладов по человеческому развитию в арабском мире, которые составляются с 2002 г. Программой развития ООН.
Тремя основополагающими проблемами являются чудовищно слабая система образования, политическая автократия и отсутствие верховенства закона - и все они взаимосвязаны.
Авторитарные лидеры арабских стран часто стремятся к политической легитимности, создавая альянсы с клерикальным истеблишментом, которому они фактически сдают систему среднего образования (а порой и юстиции). Например, Египет штампует выпускников, не имеющих шанса получить работу, экспортирует учителей, однако он, похоже, не в силах повысить стандарты в школах, где преподавание ведется методом долбежки, а исламисты охотятся за детскими душами. Возможности самореализации для женщин, выходящих из этой среды, ничтожны.
Экономическая реформа без политических изменений - это тупик для арабов, жалкая попытка скопировать китайскую модель. Доминирование и корыстные интересы военных и спецслужб, в конечном итоге, убивают инновации и предпринимательство так же, как система образования препятствует критическому мышлению и инициативе. Импорт технологий - отличная вещь, но в один прекрасный день этим странам потребуется тот образовательный стержень, благодаря которому они были созданы. Более того, многие из этих государств, будучи по природе своей грабительскими, препятствуют инвестициям, особенно, в промышленное производство. Промышленность не только создает новые рабочие места, но также и лобби, требующее правовых гарантий для бизнеса, верховенство закона и, в конечном итоге, представительную систему правления.
И в этом вся соль: прогресс такого масштаба, какой нужен региону, невозможен в условиях сохранения деспотизма.
_______________________________
Путин и палестинцы ("The New York Sun", США)
Почему ислам является главным фактором гражданской войны в Ираке ("Christian Science Monitor", США)
Новые правила для Ближнего Востока ("The International Herald Tribune", США)