В Багдаде ведутся переговоры с целью заключения секретного соглашения, согласно которому американская военная оккупация Ирака будет продлена на неопределенный срок независимо от исхода президентских выборов в США в ноябре месяце.
Условия этой сделки, подробности которой стали известны Independent, могут произвести в Ираке эффект разорвавшейся политической бомбы. Согласно данному соглашению, американские войска займут постоянные базы, получат возможность проводить военные операции и арестовывать иракцев, а военнослужащие США будут обладать иммунитетом от преследования по иракским законам. Власти Ирака опасаются, что данная сделка расшатает позиции страны на Ближнем Востоке и станет причиной непрекращающегося конфликта на иракской территории.
Однако соглашение это грозит также вызвать политический кризис в самих США. Президент Буш хочет протолкнуть его к концу следующего месяца, чтобы заявить о военной победе и реабилитировать свое военное вторжение 2003 года. Но сохранение американского военного присутствия в Ираке вступает в противоречие с обещанием кандидата в президенты от демократов Барака Обамы (Barack Obama) о выводе войск в случае его избрания на президентский пост.
Выбор времени для заключения такого соглашения также усиливает позиции республиканского кандидата Джона Маккейна (John McCain), который заявляет, что Соединенные Штаты вот-вот одержат победу в Ираке. А Обама, по его словам, своим решением о досрочном выводе войск просто выбросит эту победу на свалку.
В настоящее время в Ираке находится 151000 американских военнослужащих. Даже после планируемого в следующем месяце сокращения численность войск будет составлять более 142000 человек. Это на 10000 больше, чем было в начале наращивания военной группировки в январе 2007 года. По условиям нового договора, американцы на длительное время получат в свое распоряжение более 50 баз на территории Ирака. Американская сторона на переговорах также требует предоставить военнослужащим США и подрядчикам иммунитет от судебного преследования по иракским законам, а также право на проведение арестов и военных действий без согласования с багдадским правительством.
Точное содержание американских требований до настоящего времени оставалось тайной. Утечка информации наверняка вызовет гневную реакцию в Ираке. 'Это серьезнейшее нарушение нашего суверенитета', - заявил один иракский политик, добавив при этом, что в случае подписания соглашения правительство Багдада станет нелегитимным, поскольку все будут считать его американской марионеткой.
США неоднократно опровергали заявления о том, что им нужны постоянные базы в Ираке. Однако один иракский источник сказал по этому поводу: 'Это просто тактическая уловка'. Вашингтон также хочет контролировать воздушное пространство Ирака на высоте ниже 8700 метров и сохранить за собой право на ведение в этой стране своей 'войны с террором'. В рамках планируемой договоренности США могут получить возможность арестовывать любого человека по своему усмотрению и проводить военные операции безо всяких согласований.
Буш твердо намерен заставить иракское правительство подписать соглашение о так называемом 'стратегическом альянсе' безо всяких поправок к концу следующего месяца. Но Иран и многие арабские страны уже осудили данный договор, назвав его американской попыткой сохранить свое господство в регионе. Влиятельный и обычно сдержанный иранский лидер Али Акбар Хашеми Рафсанджани (Ali Akbar Hashemi Rafsanjani) заявил вчера, что такая сделка приведет к 'постоянной оккупации'. Он добавил в этой связи: 'Суть данного соглашения в том, чтобы превратить иракцев в рабов американцев'.
Многие говорят, что премьер-министр Ирака Нури аль-Малики (Nouri al-Maliki) лично против условий нового соглашения, но он чувствует, что его коалиционное правительство без поддержки США не удержится у власти.
Эта сделка может также привести к активизации скрытого соперничества между Ираном и Соединенными Штатами за влияние в Ираке.
Иракские министры заявляют, что отвергнут любой договор, ограничивающий суверенитет Ирака. Но политические наблюдатели в Багдаде подозревают, что в итоге они подпишутся под этим соглашением, а все их высказывания - не более чем стремление выступить в образе защитников иракской независимости. Для этого и устраивается такое шоу неповиновения. Единственный иракец, способный остановить данную сделку, это духовный лидер шиитского большинства великий аятолла Али аль-Систани (Ali al-Sistani). В 2003 году он вынудил Соединенные Штаты согласиться на проведение референдума по новой иракской конституции и избранию парламента. Однако он считает, что утрата американской поддержки существенно ослабит иракских шиитов, которые на выборах 2005 года завоевали большинство в парламенте.
США выступают резко против проведения общеиракского референдума по вопросу нового соглашения, подозревая, что оно будет отвергнуто. Влиятельный религиозный лидер шиитов Муктада ас-Садр (Muqtada al-Sadr) призвал своих последователей каждую пятницу проводить демонстрацию протеста против готовящегося соглашения, заявив, что оно подорвет иракскую независимость.
Правительство Ирака хочет отложить подписание договора, однако помощники вице-президента Дика Чейни (Dick Cheney) всячески форсируют этот процесс. Американский посол в Багдаде Райан Крокер (Ryan Crocker) уже несколько недель ведет подготовительную работу по заключению соглашения.
Большинство иракцев вряд ли положительно воспримет соглашение в сфере безопасности, а также параллельный договор, создающий правовую основу для нахождения американских войск в Ираке. Но курды, составляющие пятую часть населения страны, наверняка выступят за сохранение американского военного присутствия. Поддержат его и арабские политические лидеры-сунниты, которые хотят, чтобы войска США своим присутствием ослабляли влияние шиитов. В лагере арабов-суннитов, которые в большинстве своем поддержали партизанскую войну против американской оккупации, может возникнуть раскол.
____________________________________________________________
Почему ислам является главным фактором гражданской войны в Ираке ("Christian Science Monitor", США)
Несмотря на Ирак, любовь Америки к войне по-прежнему крепка ("The Guardian", Великобритания)