Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Президент о стране и обществе со шрамами

Украинская ли эта элита, радеет ли она об Украинском государстве?

Президент о стране и обществе со шрамами picture
Президент о стране и обществе со шрамами picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Четвертый год мы в целях самоуспокоения повторяем 'незрелость, неопытность', а на деле выходит, что кое в чем (а именно в разбазаривании государства, в придании беспокойного характера отношениям Украины с важнейшими торговыми партнерами) эта политическая элита весьма опытна!

- Леонид Данилович, Украину вновь сотрясает очередной кризис. Депутаты от БЮТ не дали возможности Виктору Ющенко провозгласить обращение к парламенту. Премьер, насколько можно ее понять, заявила, что четыре месяца терпела издевательства со стороны своих союзников по коалиции и больше не собирается... Как вы прокомментируете эту ситуацию?

- Прежде всего, я бы хотел отметить, что в отечественной политической жизни поселилось редкое бескультурье. Так, как произошло, делать нельзя. Уж либо президент не приезжает в парламент, либо депутаты все же собираются и слушают его.

Противостояние с парламентом - скажем так, вполне 'рабочая' обстановка моего президентства, поэтому не могу не подумать, что имела место крупная недоработка президентской команды. Но сам конфликт, конечно, глубже. Если между двумя блоками - НУНС и БЮТ - существует такое неприятие, зачем же в таком случае было создавать коалицию, которая каждый день балансирует на грани распада? Ни людям пользы от этого, ни политическим лидерам, которые и свои задачи решить не могут.

Конечно, тут может иметь место элемент игры - постоянно создавать иллюзию, что у избирателя есть выбор между Тимошенко и Ющенко. Но такой явно циничный расчет должен был остаться за порогом выборов, так что все же, думаю, неприязнь уже прошла точку невозврата...

Уверен, аналитики заметили, что в такую игру долго играли в Сербии Воислав Коштуница и Борис Тадич - и, в конце концов, она перестала быть игрой, поскольку Коштуница планирует сегодня создавать коалицию с непримиримым противником Тадича - радикалом Томиславом Николичем.

Не исключено, что похожим образом будут развиваться и события на Украине. Но тогда жаль потерянного времени, за которое бесконечный негатив, обвинения, подозрения стали балластом не только для партий коалиции и оппозиции, но и для всей страны. Для европейской демократии, к стандартам которой мы стремимся, это неприемлемо. Не хочешь сотрудничать, не можешь работать, не согласен - уходи в оппозицию.

- В последнее время отношения между властью и оппозицией, а также между премьерским и президентским лагерями во власти приобрели несколько противоестественный характер - в частности, появилась формула 'любым способом не допустить отставки Юлии Тимошенко'. Не находите ли вы, что это - проявление незрелости политических лидеров страны, угрожающая интересам общества боязнь ответственности?

- Откровенно говоря, 'незрелость' как определение состояния политической элиты или впечатление, которое она производит на общество, набила оскомину. Четвертый год мы в целях самоуспокоения повторяем 'незрелость, неопытность', а на деле выходит, что кое в чем (а именно в разбазаривании государства, в придании беспокойного характера отношениям Украины с важнейшими торговыми партнерами) эта политическая элита весьма опытна! Естественно, сделав такой вывод, приходишь невольно к следующему: украинская ли эта элита, в том смысле, что радеет ли она об Украинском государстве? Я думаю, граждане уже некоторое время размышляют над этим разочарованием, потому что досрочные выборы, природа происхождения которых до сих пор под вопросом, не принесли желаемого результата. Парламент фактически не работает, а политические силы прибегают к недостойным порядочных людей уверткам, чтобы избежать условий, при которых парламент должен быть распущен.

В данном случае я не провожу различия между партиями власти и партиями оппозиции. Мотивы их действий видны невооруженным глазом - ведущие политические силы к кампании не готовы, 'инвесторы', естественно, чрезвычайно недовольны: почти каждый год выборы - так и разориться недолго.

Юлия Тимошенко, на мой взгляд, не желает признавать того, что необходимо вносить серьезные коррективы в политику правительства и в кадровом смысле тоже. На досрочных выборах народ не давал ей мандата править единолично - а только в коалиции с блоком 'Наша Украина - Народная самооборона'. Более того, в развитых демократиях принято, что хронически неспособная набрать большинство в пользу своих законопроектов коалиция должна быть распущена. В разных странах, конечно, по-разному - но есть аксиома: ситуативное большинство страной управлять не может. Да у него и легитимности ведь нет - если бы люди знали, что БЮТ будет голосовать вместе с коммунистами или ПР вместе с БЮТ или еще в каких-либо комбинациях ситуативного большинства, они бы не дали этим политическим силам голосов. Весь прошлый год Виктор Ющенко, пытаясь оправдать свои не имеющие конституционного смысла указы, которые внесли дестабилизацию в экономическую ситуацию, расшатали правовое поле, говорил о 'политической коррупции' в парламенте. Сегодня впору говорить о 'политической торговле собой': представьте себе премьера Британии, например, умоляющего оппозицию проголосовать за его законопроект, поскольку он не нашел понимания в собственной партии! Его поднимут на смех и оперативно отправят на политическую пенсию.

Что касается боязни отпустить Тимошенко в народ, оставив ее и дальше терять очки на посту премьера, - в этом, конечно, есть элемент противоестественности. Другие игроки, несомненно, боятся ее таланта выдавать за успехи собственные просчеты. Но, как гласит народная пословица, волков бояться - в лес не ходить. Да и волки рано или поздно из леса сами выйдут - от перенаселения.

- Иногда кажется, что сегодня на повестке дня политического руководства страны - исключительно пиар. Как удавалось Леониду Кучме дважды заручаться поддержкой большинства граждан, почти не стремясь, по крайней мере, настолько явно, понравиться избирателю?

- Стремление к популярности, несомненно, занимает чрезвычайно важное место в ежедневной деятельности нынешней власти. Но, на мой взгляд, это естественное желание ряда политиков, уместное во время избирательной кампании, уже давно вступает в противоречие с требованиями, которые выдвигает жизнь.

Наверное, многие могут вспомнить, как на инаугурации в 1999 году я пообещал, что страна увидит 'нового Кучму'. Имел в виду я одно: готовность на непопулярные, но крайне нужные реформы без оглядки на собственный рейтинг. И ведь если бы не чудовищная провокация с 'делом Гонгадзе', поставившая под угрозу не только проведение реформ, но и само существование страны, так бы оно и было!

Сейчас - похожая история. Все, выборы прошли! Работать пора! - так нет, власть словно продолжает предвыборную имиджевую кампанию. Если бы в нашей стране все шло гладко, было бы чем похвастаться и внутри, и вовне Украины, тогда можно было бы этот пиар воспринимать спокойно, с легкой иронией, предупреждая лишь об опасности 'головокружения от успехов', которая присутствует всегда, при самом лучшем, объективно говоря, правительстве.

Увы, это не наш случай. Украина застопорилась на этапе разрешения важнейших противоречий, а это не позволяет открыть дорогу к всестороннему развитию нашей страны.

Подумать только - опасность нависла над выстраданным призом, правом проведения Евро-2012, успехом, к которому нынешняя власть, будем откровенны, не имеет ровным счетом никакого отношения. Каждый день какие-то заявления в тревожно-революционном стиле, встречные заявления...

Я уверен, что еще не так давно народу и впрямь это было интересно - демократия в действии, политическая борьба, право выбора. Рейтинги политических ток-шоу на телевидении постоянно возрастали. А сегодня народ ждет перемен к лучшему, а они упорно не наступают. Политические лидеры утратили чувство меры.

Что касается моей деятельности на посту президента, то я был и остаюсь прагматиком. Легких избирательных кампаний у меня не было. Думаю, большинство в общественном мнении было за мной всего несколько раз - во вторых турах обеих президентских кампаний, ну и, конечно, на референдуме по политической реформе в 2000 году.

Правда, это были моменты, когда общественное мнение, преломляясь в избирательном праве, становится народной волей. Это было разное большинство в разное время, и поддержало оно мою кандидатуру по разным причинам. Думаю, моя политика была прагматичной, и именно прагматизм, умеренность и послужили базой объединения страны.

Как бы ни ненавидели многие избитое слово 'реформы' - но именно их проведение стояло в центре политики моего президентства. Нам многое удалось сделать, мы работали предметно, поэтому получали поддержку.

Скажу без ложной скромности - к личной популярности я и правда никогда не стремился, поскольку воспринимал свой пост как функцию, а не как повод для самовозвеличения. Но читателю, наверное, судить проще, потому что власть кружит голову абсолютно всем. Хотя, на мой взгляд, мои приоритеты и намерения на президентском посту были очевидны - вывести Украину из кризиса.

__________________________

Обыкновенный кучмизм ("Украинская правда", Украина)

Репутацию Кучмы нельзя ухудшить ("The Globe And Mail", Канада)