В 1990 году по роману Джона Ле Карре (John le Carre) 'Русский дом' сняли фильм, в котором Катя - ее играет Мишель Пфайфер - Katya (Michelle Pfeiffer) рассказывает английскому издателю - в исполнении Шона Коннери (Sean Connery) - о том, сколь мало горбачевские perestroika и glasnost на самом деле значат для страны. Она не может купить даже пары приличных туфель и говорит: 'Везде коррупция и некомпетентность - просто воровать стали другие люди'. 'Тихо', - нервно предупреждает ее Коннери. 'Нет уж, теперь у нас есть право протестовать, - говорит она. - Гласность - это когда у всех есть право на претензию и обвинение'.
Что ж, с первой частью этой формулы и до сих пор все в порядке. Российская система все еще дико коррумпирована и некомпетентна. Приходя к власти, бывший президент и нынешний премьер-министр Владимир Путин обещал, что все изменится, что в России наступит настоящая 'диктатура закона'. Тогда много говорили о 'всепроникающей культуре алчности и преступности' времен Бориса Ельцина; всех нас убеждали в том, что 'дикий восток' и 'ковбойский капитализм' остались в прошлом.
Только вот сейчас, когда все мы видим, чем обернулся режим Путина, Ельцин и кое-кто из членов его команды, кого больше всего клеймили позором, кажутся просто нянечками из Красного Креста. Все в стране, что имеет хоть какую-то ценность, сегодня собрано в руках государства и людей из путинского 'ближнего круга' - это либо те, кто работал с ним вместе в КГБ, либо санкт-петербургская мафия, собравшаяся вокруг Путина, когда он работал в администрации второго города России.
Самый последний пример - создание государственной корпорации 'Ростехнологии', которая теперь не только контролирует государственного экспортера вооружений, концерн 'Рособоронэкспорт', вкупе с другими военными и авиационными компаниями, но и заявляет о том, что будет контролировать еще более пятисот российских предприятий. 'Ростехнологии' уже не раз обвиняли в том, что это инструмент власти Путина - поскольку во главе корпорации стоит Сергей Чемезов, его коллега по работе в КГБ в коммунистической Восточной Германии.
- Чемезов - это, несомненно, правая рука Путина, - говорит один московский аналитик. - Это один из немногих людей, у кого есть телефонный номер, на звонок по которому Путин отвечает лично - даже среди ночи.
Противники 'Ростехнологий' называют их ''Газпромом' в промышленности' ('Газпром' - это государственный газовый монополист) и утверждают, что, ставя над предприятиями зонтик 'Ростехнологий', Чемезов и компания минимизируют прозрачность их деятельности и получают контроль над всеми их финансовыми потоками. У новой компании, как и у газового гиганта, практически нет никаких ограничений со стороны государства - что же касается рыночных механизмов, то и на их сигналы такая компания, скорее всего, реагировать не будет.
К сожалению, совсем плохо обстоит дело как раз со второй частью высказывания Кати. В нынешней России права на протест и обвинение уже нет. Особенно ясно это осознал несколько дней назад начальник Генерального штаба генерал Юрий Балуевский - его уволили и заменили генералом Николаем Макаровым, единомышленником министра обороны Анатолия Сердюкова.
Балуевский неоднократно позволял себе не соглашаться с Сердюковым, который вообще не пользуется большим уважением в среде высшего российского офицерства. В отличие от своих предшественников, Сердюков не имеет никакого опыта работы ни в армии, ни в спецслужбах; собственно, его карьера началась с места директора мебельного магазина в городе, имя которому - ну, наверное, Вы и сами поняли - Санкт-Петербург.
Если в двух словах, то критику со стороны Балуевского перестали терпеть, поскольку он стоял на пути больших планов Чемезова и Сердюкова. В конце апреля Чемезов закрепил за 'Ростехнологиями' статус основного закупщика вооружений для военных - до этого Вооруженные силы приобретали военную технику напрямую у производителей. Теперь 'Ростехнологии', став посредником в закупках вооружений сразу по шести крупнейшим оборонным программам России, получают доступ к сделкам, общая стоимость которых оценивается почти в 43 миллиарда долларов - и все это государственные деньги.
В 'Ростехнологиях' есть еще наблюдательный совет, и возглавляет его - только не удивляйтесь - не кто иной, как Сердюков. И он вместе с Чемезовым, по словам одного московского военного журналиста, 'проводит от лица Путина и Ко сосредоточение их личной власти над военными'.
Объявление об отставке Балуевского по двум крупнейшим российским телеканалам - первому и второму (ОРТ и РТР) - сопровождалось жесткой критикой. 'Иными словами, - сказал журналист, - даже если ты - высокопоставленный военный и даже если ты самый высокопоставленный военный в стране, ты не имеешь права выражать неудовольствие властью'.
- Только не надо заблуждаться на этот счет, - указывает другой российский военный корреспондент. - Несмотря на то, что официально приказ об увольнении Балуевского издал наш 'мишурный' президент Дмитрий Медведев, на самом деле это решение было принято Путиным и Чемезовым.
Что ж, по крайней мере, это лучше, чем в сталинскую эпоху. Балуевского никто не расстреливает и он вдруг не 'кончает жизнь самоубийством'. Напротив, Медведев даже дал ему 'свадебный', по большому счету, пост заместителя председателя Совета национальной безопасности и наградил орденом 'За заслуги перед Отечеством'.
Очень логичная получается картина: вешаем человеку на грудь очередную мишуру и ставим его на мишурную должность. А как же еще - президент-то тоже мишурный.
Рейбен Ф. Джонсон часто пишет о российской политике.
_______________________________________________
... И тогда на ВАЗе появился человек Кремля Чемезов ("The Wall Street Journal", США)
Чей это Кремль? Экономический план Медведева раскачивает лодку ("The International Herald Tribune", США)
Либо чекисты объединятся против Медведева и Путина - либо окажутся на свалке истории ("The Moscow Times", Россия)
Русская рулетка? Нет, все не так рискованно ("The Independent", Великобритания)