Когда я был еще ребенком, по телевизору показывали сериал под названием 'Mogul' ('Магнат'). Позже его переименовали в 'The Troubleshooters' ('Устранители проблем'). Там было все о нефтяном бизнесе. Кровавый и беспощадный капитализм, а также безжалостные интриги корпораций стали главными темами этой придуманной сказки о жестоких нефтепромышленниках. Но чтобы увидеть такой мир в действии, никакой художественный вымысел больше не нужен. В России, где компания ВР борется со своими российскими партнерами за контроль над третьей в стране нефтяной корпорацией, этот сюжет разыгрывается наяву.
ВР работала там и раньше, хотя больших денег в бизнес в России не вкладывала. Те самые олигархи, которые пытаются сегодня выставить компанию из страны, были ее партнерами, когда ВР в 90-е годы совершила свою первую вылазку в Россию. За этим последовали списания крупных сумм, поскольку вероломные олигархи предательски утащили из-под носа у ВР ее инвестиции. Оказалось, что танцы с русским медведем - дело опасное.
Можно было подумать, что ВР, обжегшись на молоке, будет дуть на воду. Но не тут-то было. Через четыре года тогдашний руководитель нефтяной компании лорд Браун вернулся в Россию - на сей раз, с явного благословления президента Владимира Путина. Вернулся он для того, чтобы подписать якобы железобетонный по своей надежности и прочности договор о партнерстве с теми самыми людьми, которые уже как-то обобрали его подчистую.
На этот раз все было по-другому, утверждает ВР. Присутствовали правовые гарантии по западному образцу, а в условия сделки включили положения о корпоративном управлении, которые обеспечивали ВР владение 50 процентами одной из крупнейших в России нефтяных компаний. Пусть так, но учитывая случившееся ранее, а также глядя на уже начавшуюся к тому времени конфискацию государством нефтяных активов Михаила Ходорковского, можно было сказать, что сделка эта довольно смелая и рискованная.
Но она дала прекрасную отдачу, и сегодня на долю совместного предприятия 'ТНК-BP' приходится четверть общего объема добычи корпорации, пятая часть ее резервов, а также 13 процентов чистой прибыли - и это несмотря на договоренность с российским правительством по налогам и арендной плате за разработку недр, в соответствии с которой оно забирает себе долю прибыли в размере 40 долларов за баррель. Вложенные на приобретение активов деньги окупились уже несколько раз.
Тем не менее, ВР не может себе позволить лишиться этих активов, поскольку такой шаг пробьет большую брешь в ее балансе и в планах на будущее. Уинстон Черчилль (Winston Churchill), говоря о позиции России в войне, произнес как-то ставшую известной фразу: 'Я не способен предугадать действия России. Это загадка, окутанная тайной, скрытой под покровом непостижимости'. То же самое сегодня можно сказать о кознях вокруг 'ТНК-BP'. Даже для самой ВР мотивы действий русских являются абсолютной загадкой.
Мы знаем, что олигархи полностью разлюбили своего британского партнера, и теперь планомерно проводят кампанию преследований против его сотрудников, работающих в 'ТНК-BP'. Они попытались отправить в отставку главного управляющего совместного предприятия британца Роберта Дадли (Robert Dudley), а сейчас чинят препятствия в продлении виз британским сотрудникам.
Неизвестно, кто в действительности инициировал вызов Дадли в прокуратуру для дачи показаний по делу о якобы имеющем место уклонении от уплаты налогов - олигархи или государство. В любом случае, Дадли сегодня уже не решается покидать страну, опасаясь, что обратно его уже не пустят.
Кто-то хочет, чтобы ВР ушла. Кто? Российское государство или олигархи?
Похоже, что наилучшее объяснение происходящего заключается в следующем. Из трех ведущих нефтяных компаний в России только 'ТНК-BP' не имеет государственных инвестиций. На кого-то из партнеров оказывается давление, чтобы он продал свою долю 'Газпрому' либо 'Роснефти'. ВР не намерена расставаться со своими активами, несмотря на политические риски.
Российские резервы слишком важны, чтобы рассматривать вариант с уходом. Кроме того, государственные компании страны не имеют привычки щедро платить за то, что считают своим по праву.
Нынешний глава ВР Тони Хейворд (Tony Hayward) заявляет, что у него вполне нормальные отношения с российскими властями, и на него не оказывают никакого давления в попытке добиться продажи британской доли в 'ТНК-BP', несмотря на ухудшение отношений между Британией и Россией. Но 'устранители проблем' должны быть выше патриотических чувств - это бизнес. Безусловно, приход британского правительства на выручку ВР принесет больше вреда, чем пользы, учитывая нынешнее состояние двусторонних отношений.
Поэтому, если кто-то и будет продавать свою долю государству, то такими продавцами должны быть олигархи. На самом деле, их об этом уже попросили. Верно это или нет, но они, похоже, считают, что получив контроль над компанией и поднявшись выше своего нынешнего статуса младших партнеров, смогут добиться для себя более выгодных условий сделки. По состоянию на сегодняшний день совместным предприятием 'ТНК-BP' руководит преимущественно ВР. Но Хейворд, приехавший в Москву на Российский экономический форум и на ежегодное собрание в 'Роснефти', где ВР является держателем акций, намерен твердо стоять на своем.
Неужели речь идет только о грязном денежном бизнесе? Или здесь больше следует говорить о российских попытках изгнать иноземцев и вернуть свое? Но возможно, к той загадке России, о которой говорил Черчилль, ключ все же имеется. И ключом этим могут быть национальные интересы страны. Россия с радостью принимает иностранные инвестиции и соглашается на зарубежное участие, когда цены на нефть низки. Но сейчас, когда они находятся на рекордной отметке, такое желание у нее пропадает.
Так или иначе, но ВР со временем придется уступить контроль над 'ТНК-BP' российскому государству. Однако, если Хейворд верно разыграет свои карты, ему удастся перехитрить олигархов и сохранить 49-процентную долю иностранного участия в российском предприятии. Именно на такую долю - но не большую - согласны сегодня российские власти. Ясно одно. Хейворд обязан победить. Россия слишком важна для ВР, и проиграть он не имеет права.
По утверждению Путина, он предупреждал ВР, что та создает себе проблемы, соглашаясь на партнерство в равных долях, поскольку никто не будет знать, кто в этом предприятии начальник. Так и получилось.
___________________________________________________________
Риски России ("The Financial Times", Великобритания)
Русская рулетка ("The Financial Times", Великобритания)