Маленькую прибалтийскую страну Эстонию на протяжении ее двухтысячелетней истории завоевывали викинги, тевтонские рыцари, датчане, шведы, литовцы, поляки, русские, немцы, Советы, фашисты, а после разгрома Гитлера - снова Советы.
В документальном фильме 'Поющая революция' ("The Singing Revolution") рассказывается о том, как настрадавшиеся эстонцы в 1991 году, наконец, обрели долгожданную независимость, когда ненасильственная революция возродила национальную традицию массового пения. Каждые пять лет, начиная с 1869 года, сотни тысяч эстонцев собирались в Таллинне на песенный фестиваль для исполнения народных песен, а также чтобы ощутить чувство национальной общности. В 80-е годы эстонские политики использовали этот фестиваль и традицию коллективного народного пения для обретения независимости от разваливавшегося Советского Союза.
Это занимательный и хорошо поставленный фильм, но он слишком пристрастен и односторонен, чтобы претендовать на статус образца документального жанра. Постановщики картины берут интервью у эстонских политиков, активистов, ученых и журналистов, но практически полностью игнорируют русских, которые благодаря сталинской программе 'русификации' составляют 40 процентов населения Эстонии. Эта часть жителей страны испытывает гораздо меньше энтузиазма в отношении движения за независимость. Любой фильм, создание которого финансирует эстонское министерство культуры и фильмофонд страны, вызывает сомнения в объективности. Еще большие сомнения возникают из-за того, насколько слепо, без тени критики авторы фильма восхваляют храбрых и честных эстонцев, противопоставляя их жестоким и безнравственным коммунистам. Никакая революция, даже мирная, не может быть настолько простой и однозначной. Может быть, фильм 'Поющая революция' и не пропаганда, но он снят в явно пропагандистском стиле, когда образы героев и злодеев до смешного утрированы, а конфликт изображается слишком примитивно.
'Это история о том, как культура спасла нацию', - нараспев повествует диктор, читающий текст от автора. Но традиция эстонского пения была, очевидно, лишь одним из многих слагаемых революционного успеха. Никакие патриотические песни не смогли спасти Эстонию от сталинского захвата страны в 1940 году после подписания печально известного пакта о ненападении с Гитлером. Не помогли они эстонцам и тогда, когда Гитлер в 1941 году решил разорвать этот пакт и напасть на Россию.
Авторы фильма вынуждены признать, что эстонские националисты начали открыто выступать против оккупации лишь тогда, когда Михаил Горбачев провозгласил политику гласности. И своим успехом они в равной мере обязаны как силе движения за независимость, так и слабости советской империи. Песни способны привлечь зрителя к экрану, но революций они не совершают.
____________________________________________________________
Советская история ("The Economist", Великобритания)
Зрители увидят зло советского режима ("Latvijas Avize", Латвия)