Нормандия (Франция). - Подвергать сомнению исторические стереотипы - дело весьма достойное, но переписывать историю вопреки фактам - это уже из другой оперы. Возьмем, к примеру, итоги последнего раунда ревизии истории Второй мировой войны: настоящими ее виновниками, оказывается, были гадкие англичане и наивные американцы, а немцы - всего лишь несчастными жертвами.
Типичный пример - новая книга консервативного публициста Патрика Бьюкенена (Patrick Buchanan) 'Черчилль, Гитлер и ненужная война: как Британия потеряла империю, а Запад - весь мир' ("Churchill, Hitler and 'The Unnecessary War': How Britain Lost Its Empire and the West Lost the World"). Г-н Бьюкенен утверждает: если бы империалист Черчилль не загнал бедняжку Гитлера в угол, тот бы никогда не напал на Польшу в 1939 г., и не спровоцировал бы тем самым абсолютно неадекватную реакцию западных союзников. Вероятно, в этом случае можно было бы избежать Второй мировой войны и 50 миллионов жертв. А теперь доведем эту ложную аргументацию до логического конца, и получится, что сегодня объединенный Запад мирно сосуществовал бы с реформированным (и победоносным) нацистским Рейхом!
На левом фланге писатель Николсон Бейкер (Nicholson Baker) 'выдал на гора' документальный труд "'Этот дым - люди: начало второй мировой войны, конец цивилизации' (Human Smoke: The Beginnings of World War II, the End of Civilization), где утверждает, что бомбардировки германских городов союзниками следует расценивать как военное преступление. Автор очевидно полагает, что никакой необходимости в ковровых бомбардировках немецких городских центров - и, соответственно, расположенных там промышленных предприятий, транспортных узлов и систем связи - не было. Глядя на прошлое из комфортного далека, г-н Бейкер заявляет: либо эта война вообще была аморальна и никому не нужна, либо следовало найти более гуманные способы пресечь поток подкреплений, топлива и снаряжения доя дивизий 'ваффен СС', вторгшихся в Европу и Россию.
С высоты 60 лет мира и процветания - и, возможно, движимые возмущением по поводу нынешней войны в Ираке - господа Бьюкенен, Бейкер, и прочие ревизионисты предаются характерным для Запада рассуждениям по принципу 'задним умом мы все крепки'. В итоге они неизменно требуют от либерально-демократических стран, чтобы те не просто превосходили своих противников нравственно и интеллектуально, но и обладали почти сверхчеловеческой безупречностью.
Так, г-н Бьюкенен - и не он один - критикует Версальский договор, завершивший Первую мировую войну, за чрезмерную жесткость по отношению к побежденной Германии, что создало вполне понятные предпосылки для прихода к власти нацистов, эксплуатировавших возмущение и страхи немцев. Возможно, у этого соглашения имелись свои недочеты, но оно в любом случае было гораздо мягче тех условий, что сама Германия предъявила Франции в 1871 г., России в 1918 г., после крушения империи, или готовила для Парижа и Лондона в случае победы в Первой мировой войне.
На самом деле истоки Второй мировой войны связаны не со злонамеренным отношением союзников к Германии в двадцатые и тридцатые, или их нежеланием понять, какую боль и страдания испытывают нацисты. Главная ошибка состояла в том, что в 1918-19 гг. Антанта не оккупировала всю территорию Германской империи. Сделав это, союзники продемонстрировали бы немецкому народу, что кайзеровская армия не стала жертвой 'удара в спину', как позднее заявляли нацисты, а была побеждена на поле боя Антантой, которая теперь готова обеспечить формирование в Германии конституционного республиканского строя и ее реинтеграцию в Европу. Вспомним: после Второй мировой войны победители оккупировали Германию - и результатом стали 60 лет мира на Континенте.
Если бы Николсон Бейкер родился немного пораньше, и достиг зрелого возраста уже в 1942 г., вряд ли бы он придумал лучший способ остановить военную машину Германии и Японии, сеявшую опустошение в Восточной Европе, России, Китае и Юго-Восточной Азии, чем те - да, грубые - методы, к которым вынуждены были прибегнуть наши деды, чтобы положить конец фашистской агрессии.
Нацистские танковые дивизии и концлагеря прекращали свою смертоносную 'работу' не под воздействием разумных доводов или самоанализа, а только тогда, когда лишались снабжения топливом, снаряжением и подкреплениями.
Сейчас я посещаю военные кладбища во Франции, Люксембурге и Бельгии - одни из самых красивых и торжественно-печальных уголков Европы. Тысячи американцев, что покоятся под бесконечными белыми крестами на побережье Нормандии, в люксембургском городке Хамм, в лотарингском Сент-Авольде, вряд ли спорили о достоинствах и недостатках Версальского договора, или сильно беспокоились, если 'летающая крепость', пытаясь поразить немецкую железнодорожную станцию, попутно стирала с лица земли жилой квартал. Нет, наших солдат куда больше тревожило то, как мало у них возможностей остановить нацистскую Германию и имперскую Японию - кроме как за счет собственного мужества. Наши мертвые, лежащие здесь, на кладбищах Европы, не похвалялись тем, с каким энтузиазмом они борются за 'справедливое дело' - они, преодолевая себя, старались довести до конца 'необходимую' войну: войну, которую не они развязали.
Эти люди, и те, кто послал их в адскую мясорубку боев, знали - американцы могут творить добро, пусть они и остаются далекими от совершенства. Сегодняшние же критики Антигитлеровской коалиции, напротив, наслаждаются свободой и богатством, купленными кровью наших дедов, выигравших войну, оставляя без внимания - а то и ставя им в вину - ум и решимость, которую они при этом проявили.
Генерал Уильям Текумсе Шерман (William Tecumseh Sherman) как-то иронически назвал изречения таких 'крепких задним умом' высокоумных критиков 'склянками с благочестием'. Но есть для них и другое определение - простая неблагодарность.
Виктор Дэвис Хэнсон - старший научный сотрудник Гуверовского института (Hoover Institution) при Стэнфордском университете (Stanford University); в 2007 г. он был награжден Медалью за заслуги в области гуманитарных наук (National Humanities Medal)
____________________________________
Неужели Вторая мировая война была столь же бессмысленной и контрпродуктивной, как и иракская? ("Daily Mail", Великобритания)
Мрачный взгляд на вторую мировую войну ("Christian Science Monitor", США)
Война по-германски ("The Weekly Standard", США)
Апофеоз войны: Советская Россия во Второй мировой войне ("The Times", Великобритания)