Сегодня, 6 июня 2008г., 209-я годовщина со дня рождения А.С. Пушкина
__________________________________
Статья опубликована 2 июня 1999 года
Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживет и тлeнья убежит . . .
Остаются считанные дни до двухсотой годовщины со дня рождения величайшего и любимейшего поэта России, и остается только диву даваться, что Александр Пушкин еще не набил оскомину россиянам.
Возьмите Москву, город, где он родился. На каждом рекламном щите - его озорное лицо или тонкий профиль в сопровождении поэтических строк. В театрах и концертных залах идут нескончаемой чередой премьеры - новые постановки произведений писателя или всевозможные вариации на тему его биографии.
На национальном телеканале ведется отсчет дней, остающихся до великой даты. Газеты и журналы ежедневно публикуют статьи о его значение для России, ее литературы, ее культуры, ее мятущейся души.
Но если и есть на всем белом свете тема, которая никогда не наскучит русским - это именно Пушкин, и не важно, как много и как часто его образ использовался и эксплуатировался: царским режимом, восхвалявшим поэта как верного сына имперской России; сталинской системой, сделавшей из него атеиста и бунтаря; и нынешними коммерсантами, бесстыдно называющим его именем любые товары, от шоколада до водки.
Некоторые опасаются, что такой культ поэта может убить любовь к Пушкину. Борис Пастернак как-то написал, что вторая смерть Владимира Маяковского, певца русской революции, наступила, когда Сталин назвал его лучшим поэтом России.
Безусловно, перебор - вещь опасная. 'Нам всегда казалось, что принимая Александра Сергеевича в свою компанию, мы воздаем ему почести, но, боже мой, каким тривиальным это его делает', - написал недавно литературный критик Станислав Рассадин в статье 'Наша приватизация Пушкина'.
Однако Пушкин занимает слишком большое место в душе народа, поэтому ему не грозит свержение с пьедестала. К семи годам большинство маленьких россиян знают наизусть как минимум одно из его стихотворений, не только потому, что его поэзия является частью национального культурного достояния, но и потому, что она так понятна, так проста, так человечна, что запоминается сама собой, как детская молитва.
'Любовь к Пушкину - которую непросто понять иностранцам - отличает носителей русской культуры, - написала недавно российский филолог Лидия Гинзбург. - Любого другого русского писателя можно любить или не любить - это дело вкуса. Но Пушкин как явление не подлежит сомнению. Пушкин - костяк русской культуры, на нем держатся все последующие и предшествующие связи. Уберите костяк - вся связи распадутся'.
Что такое Пушкин? В первую очередь - его произведения, такие разноплановые и многочисленные для человека, умершего в 37 лет: это и ранняя поэма по мотивам народных сказок 'Руслан и Людмила', и 'Евгений Онегин', шедевр об отвергнутой любви, и поздняя проза, например, повесть 'Капитанская дочка'.
Потом, его жизненный путь: молодой дворянин, повеса, в чьих жилах текла африканская кровь. Его, как и многих русских писателей, не принимали всерьез власти, не оставляли в покое цензоры, царь его то привечал, то отправлял в ссылку.
И, наконец, смерть: дуэль, на которой он дрался в снегу, отстаивая честь беспечной красавицы-жены, а затем долгая смерть в петербургском доме, вокруг подъезда которого толпились скорбящие люди.
Тема, неоднократно повторяющаяся в истории России
Если убрать флер романтики давно минувших лет - балы, поместья, карты и скука, давний бич российской аристократии, - становится очевидным, что судьбы, подобные пушкинской, для российской истории не редкость. Поэт, которого любит народ (по крайне мере те, кто любит поэзию), боятся власти, после смерти возносится на священный пьедестал. В наши дни такая судьба была суждена Анне Ахматовой и Владимиру Высоцкому, актеру и барду, чьи похороны в 1980 году стали редкой возможностью для советских граждан проводить в последний путь поэта и продемонстрировать свое презрение к его гонителям.
История Пушкина, как и история России, подвергалась при разных правителях различной трактовке. 'Государственная точка зрения на Пушкина была озвучена в 1899 году, когда исполнилось 100 лет со дня его рождения, - рассказывает Сергей Фомичев, заведующий отделом пушкиноведения в московском Пушкинском Доме (не путать с домом-музеем Пушкина или музеем изобразительных искусств им. Пушкина). - Тогда было заявлено, что поэт был монархистом и глубоко верующим человеком. В 1937 году, когда отмечалось столетие со дня его смерти, трактовка была дана совершенно противоположная'.
Год начала сталинского террора, 1937-ой, был страшным временем для России и ее интеллигенции, сотни тысяч представителей которой были убиты, отправлены в ссылку или исправительно-трудовые лагеря. В этот же год советские власти решили широко отметить столетие со дня смерти Пушкина, устроив пышную церемонию в столице и торжества в родовом поместье поэта в Псковской области.
А еще этот год можно было бы назвать 'Мой Пушкин'. Это - книга Марины Цветаевой, но также и разнообразное и глубоко личное восприятие этого человека и его творчества, надежно спрятанное от жесткой хватки государства.
Все вышесказанное объясняет, почему невероятный поток пушкинианы продолжает захлестывать российские издательства, библиотеки и книжные магазины. Сотни, может быть, даже тысячи книг Пушкина и о Пушкине были изданы в этом юбилейном году.
Среди них 'Тайная любовь Пушкина', сборник исследований пушкинистов о том, кто же была та женщина, которую поэт обозначал инициалами NN, и которая, как полагают, была его единственной настоящей и тайной любовью.
Вышел в свет и исторический роман, в котором рассказывается о подоплеке роковой дуэли с человеком, ненависть к которому у русских воспитывают чуть ли не с пеленок, надменным французом Жоржем Дантесом, ни разу не выразившим сожаления, что в тот роковой день спустил курок.
Отмечать юбилеи - русская традиция, на этот год выпало также столетие Владимира Набокова, родившегося в России писателя, чьи произведения были при его жизни запрещены на родной земле.
Штурмовщина, как водится
Несмотря на то, что о юбилее было известно давно, подготовка к торжествам по случаю двухсотлетия Пушкина напоминает еще одну российскую традицию - штурмовщину. Работы по реставрации очаровательного Храма Вознесения Господня, где в 1831 году Пушкин венчался с Натальей Гончаровой, еще не завершились. Торжества в столице начнутся со дня на день, а территория вокруг церкви все еще завалена строительными материалами.
Музей-заповедник Пушкинские Горы - в этих краях Пушкин в одиночестве провел два года ссылки с 1824 по 1826, здесь же находится Святогорский монастырь, где он похоронен - готовится во время торжеств принять сотни тысяч посетителей. Ожидают президента Бориса Ельцина и патриарха Алексия Второго.
В 1980-е годы 'пушкинские места' - три прелестных и удивительно скромных деревянных дома, типичных для дворянских усадеб XIX века - посещали 600 000 человек в год. Речь идет о Михайловском, где Пушкин жил, о Тригорском, соседском имении, с владельцами которого он был дружен, и Петровском, построенном сыном Ганнибала, прадедушки Пушкина по материнской линии, эфиопского принца, которого Петр Великий усыновил и привез в Россию. После крушения советского строя, в том числе и системы туризма, поток посетителей сократился до 100 000 человек в год.
Руководство заповедника пытается сохранить пушкинское наследие, и в то же время сделать музей привлекательным для российских туристов, ставших более взыскательными.
Из пяти миллионов долларов, выделенных на реставрацию усадеб, 25% было потрачено на ремонт научно-культурного центра, построенного в центре поселка, чтобы справляться с наплывом 'пилигримов'. Он скорее походит на северокорейский мавзолей, чем на святилище русского поэта девятнадцатого века, и через семь лет после своего создания уже начал разваливаться.
Остальные средства пошли на восстановление трех поместий (одно их них до сих пор закрыто) и приведение окружающих их парков в идеальное состояние, что вызывает нарекания самых строгих пушкинистов.
'Парк никогда еще не был таким ухоженным, - сказал Фомичев. Они хорошо его расчистили. Он выглядит неплохо. Но сколько было срублено деревьев!'.
Директор музея-заповедника Пушкинские Горы, Георгий Васильевич отстаивает свою правоту и отмечает, что здания с пушкинских времен неоднократно разрушались и отстраивались заново, и в революцию, и во время Второй мировой войны.
Если и удалось хоть что-то сохранить, то исключительно благодаря тому, что русские чтят своих умерших поэтов.
'После революции до поместий русских дворян никому не было дела, многие из них уничтожались, - сказал он. - Только благодаря таким именам, как Пушкин, Толстой, Чехов и Тургенев, часть нашей истории сохранилась для потомков'.
_______________________________
А.С. Пушкин: неизлечимый романтик ("The Financial Times", Великобритания)
Лев Толстой как зеркало современного бизнеса ("The Financial Times", Великобритания)
Влияние Антона Чехова ("National Public Radio", США)