Очередные острые дискуссии вокруг пребывания российского Черноморского флота в Севастополе развернулись после заявления украинских власть имущих о стремлении государства присоединиться к ПДЧ и стать в будущем членом НАТО. Учитывая это, Украине необходимо четко определиться с военным присутствием иностранного государства на своей территории, поскольку базирование российских ВМС является серьезной преградой для такого шага. Кроме того, согласно статье 17 Конституции "на территории Украины не допускается размещение иностранных военных баз".
Новым витком конфронтации стало выступление московского мэра Лужкова в Севастополе, который, проигнорировав рекомендации СБУ воздержаться от визитов в Украину, во время празднования 225-й годовщины ЧФ заявил, что Севастополь как военно-морская база СССР и России никогда не передавался Украине и должен быть возвращен РФ. "Вопрос по Севастополю должен быть передан международному суду", - сказал Лужков и сообщил, что собирается поставить перед российским руководством вопрос о пересмотре договора о дружбе и сотрудничестве между Россией и Украиной.
"Когда Ющенко говорит о том, что УНА-УНСО - герои, когда Украина на государственном уровне стремится к НАТО, все это вместе говорит о шагах, которые государственная власть Украины делает для разрушения наших отношений, записанных в договоре о дружбе" - утверждает мэр Москвы. На его взгляд, выйдя из договора, россияне смогут поставить вопрос о Крыме и Севастополе. Высказывания эпатажного Лужкова по поводу принадлежности Крыма и Севастополя, российские политические эксперты расценивают как реакцию на проявление системной агрессии со стороны нынешней украинской власти.
На взгляд директора российского Института Украины Минченко, постановка темы Голодомора на Украине, как акта геноцида украинского народа, воспринимается в России как агрессия. По его словам, "России нужен положительный имидж, в том числе исторический, поэтому Россия и воспринимает агрессивно заявления о Голодоморе, советской оккупации и прочих подобных вещей".
Вместе с тем некоторые отечественные политологи заявления московского мэра расценивают как провокацию, на которую вообще не следовало реагировать. На взгляд директора программ политического анализа и безопасности Международного центра перспективных исследований Чумака, визиты таких особ приносят только позитив, поскольку "их бредовые заявления консолидируют украинцев".
В ответ на провокационные заявления Лужкова, СБУ повторно объявила о запрете его въезда на территорию Украины, при этом высказав подозрения о причастности последнего к "отмыванию грязных денег" в Крыму.
Кроме того, на взгляд некоторых экспертов, заявления Лужкова носят не столько политический, сколько экономический характер. Ведь строительная компания "Интеко", принадлежит его жене Батуриной, которая получила от Леонида Черновецкого предварительное разрешение на застройку целого микрорайона около речки Десенки, кроме того, имеет еще и большие интересы на украинском полуострове.
Резкие заявления российского чиновника подтолкнули украинское политическое руководство к решительным шагам. Президент Ющенко своим указом ввел в действие решение СНБОУ от 16 мая, в котором дал поручение правительству до 20 июля подготовить законопроект о прекращении с 2017 года действия международных договоров о временном пребывании на территории Украины российского ЧФ и в двухмесячный срок оценить последствия такого пребывания.
Раньше глава МИД Огрызко вручил своему российскому коллеге проект меморандума о порядке постепенного вывода российских моряков с территории Украины до 28 мая 2017 года, в котором предполагается, что с 1 июля 2008 года должны начаться консультации относительно порядка определения механизмов вывода российских военных формирований с территории Украины.
21 мая российское внешнеполитическое ведомство объявило официальную реакцию России на действия украинской стороны. В заявлении МИД РФ, в частности, речь идет о том, что в данный момент рано обсуждать вопрос о сроках базирования флота, поскольку согласно утвержденному президентами России и Украины Плану действий до 2009 года, стороны договорились о продолжении переговорного процесса по вопросам функционирования ЧФ РФ и его пребывания на территории Украины.
Подписание указа украинским президентом, говорится в заявлении, не будет способствовать укреплению атмосферы доверия между Россией и Украиной и может отрицательно отразиться на переговорном процессе по ЧФ.
О том, что Россия так просто не сдаст свои позиции в Севастополе, свидетельствуют высказывания некоторых российских политиков. Председатель Совета Федерации Миронов заявил о необходимости подготовки законопроекта о Черноморском флоте РФ, в котором необходимо урегулировать весь комплекс вопросов. Он подчеркнул, что это пока не будет касаться статуса Севастополя, однако сегодня необходимо ставить вопрос о правовой основе расположения города, который был основан как город российского флота. "Такие заявления президента Украины содействуют все большему осознанию у населения России того, на каких основаниях - город российской морской славы - находится на территории чужого государства".
Поддерживает такое мнение и председатель Комитета по вопросам обороны и безопасности РФ Озеров, который считает, что подобного рода односторонние заявления Украины подталкивают российскую сторону к тому, чтобы еще раз самым тщательным образом изучить юридические основания передачи Крыма Украине и, соответственно, статуса Севастополя.
О пылком желании России остаться в Севастополе свидетельствует и тот факт, что российская сторона начала искать всяческие пути, чтобы оттянуть момент вывода ЧФ. В МИД РФ даже рассматривается возможность повышения арендной платы за пребывание ЧФ на территории Украины. Об этом заявил посол по особым поручениям МИД РФ Дорохин, подчеркнув, что "если бы на каком-то этапе мы сели и начали обсуждать все вопросы, и украинская сторона начала бы говорить, что ее не устраивает плата, давайте повышать, то, наверное, эти вопросы, как и остальные, могли бы быть рассмотрены".
Впрочем, вряд ли российская власть захочет серьезно говорить о повышении арендной платы, считает эксперт по военным вопросам Бурковский, ведь в случае пересмотра договора с целью повышения цены за аренду Украине, исходя из коммерческих, а не политических соображений, придется заговорить не о миллионах долларов, а о миллиардах евро.
На сегодня же Россия, арендуя около 30 тысяч га земли и содержа почти 4,5 тысяч сооружений, платит только около 100 миллионов долларов в год. Согласно договоренностям 1997 года, эти деньги идут в счет погашения государственного долга Украины перед Россией за энергоносители, который в 1997-м составлял 2,347491 миллиардов долларов. Однако, механизм начисления долга и его погашения остается непрозрачным, поскольку сумма арендной платы была определена без необходимых расчетов и обоснования. Россия и Украина должны разработать новые позиции по ряду положений относительно условий базирования ЧФ в Крыму.
На взгляд Ющенко, многие из существующих договоренностей уже не соответствуют действительности, поэтому 98-ти миллионов долларов, которые Россия платит ежегодно Украине за аренду, недостаточно. Эта сумма должна быть увеличена минимум до 200 миллионов, подчеркивает президент.
Согласно Соглашению о взаимных расчетах, связанных с разделом ЧФ и пребыванием ЧФ РФ на территории Украины, Россия должна уменьшать государственный долг Украины равными частями до конца 2007 года, а с 2008 года российская сторона должна осуществлять арендную плату прямыми платежами.
Учитывая это, Украине необходимо осуществить инвентаризацию инфраструктуры, определить порядок использования радиочастотного ресурса и размеры возмещений экологических убытков и, учитывая то, что механизм прямых взаиморасчетов в соглашениях не определен, выходить из фактической стоимости государственной собственности, находящейся в аренде.
Исходя из этих соображений и мировой практики, у Украины есть все права настаивать на ежегодном пересмотре арендной стоимости и устанавливать ценовую политику учитывая изменения в конъюнктуре рынка.
Следует заметить, что согласно статье 25 Соглашения о статусе ЧФ определено, что соглашение о пребывании ЧФ на территории Украины автоматически пролонгируется, если одна из сторон не сообщит другую о выходе из данного соглашения не позже чем за один год до его окончания. На этом, собственно, и базируются заявления российской стороны о преждевременности рассмотрения вопроса вывода ЧФ. Заинтересованность России в дальнейшем присутствии на Крымском полуострове заключается в следующем.
Во-первых, географическое расположение новой базы в Новороссийске, которое должен принять ЧФ в 2017 году, не имеет стратегического значения, отмечают военные эксперты, поскольку она не пригодна для базирования военных кораблей, а порты черноморского побережья России и без того перегружены.
Кроме того, строительство базы происходит довольно хило, что вряд ли позволит своевременно создать инфраструктуру для целого флота.
Во-вторых, ЧФ давно уже превратился в сугубо политический фактор, и выход России из этого региона будет означать потерю позиций, чего она допустить совсем не может. Ведь покинув севастопольскую базу, Москве будет крайне сложно и в дальнейшем влиять на политические события на Крымском полуострове.
Украина же стоит на тех позициях, что 2017 год должен стать годом вывода ЧФ, а не началом этой процедуры. Для подготовки вывода ЧФ необходимо, по подсчетам экспертов, от четырех до семи лет, поскольку эта процедура продолжительная и кропотливая. Невозможно за один год урегулировать все вопросы по созданию рабочих групп, определению четкого графика вывода структур флота, обеспечению экологической безопасности и т.п.
Отсутствие реального механизма вывода военно-морского контингента РФ с территории Украины и затягивание этого процесса может создать ситуацию, когда физически будет невозможно осуществить эту процедуру, что приведет к автоматической пролонгации соглашения о пребывании ЧФ в Украине.
На сегодняшний день видится несколько вариантов решения данной проблемы. Во-первых, Украина в ближайшем будущем может все-таки стать членом НАТО и, вследствие этого, под давлением Северо-Атлантического альянса России придется отказаться от пролонгации соглашения об условиях пребывания ЧФ на Крымском полуострове.
Во-вторых, Украина может получить статус нейтрального государства, что автоматически потянет за собой невозможность базирования военного контингента другого государства на территории Украины.
Третий вариант, который выглядит наименее конфликтным, заключается в том, что Россия и Украина договорятся об объявлении Крыма демилитаризированной зоной, а Севастополь станет свободной экономической зоной.
И последнее. Может так произойти, что проблема Черноморского флота отпадет сама по себе. Имеется в виду то, что большинство кораблей ЧФ почти исчерпали свой эксплуатационный ресурс, а возобновление происходит намного медленнее. Поэтому до 2017 года вопрос вывода ЧФ с территории Украины может сняться из-за отсутствия самого флота.
___________________________
Что делать с Россией? ("Украинская правда", Украина)
Подарит ли Украина Крымскую волость России? ("Украинская правда", Украина)