Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Март Нутт: Сербия на распутье - Европа или изоляция?

Половина сербов желает европейской демократии и курса на объединение с ЕС, другая половина живет воспоминаниями о былом величии Югославии и мечтает о восстановлении Великой Сербии

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Три кита, святыни, на которых зиждется идеология сербского государства, - это Косовская битва 1389 года, освобождение от турецкого ига и объединение южнославянских народов под управлением Сербии и победа над фашизмом под руководством коммунистов и Тито. Развал Югославии нанес сокрушительный удар по этой идеологии и серьезно задел идентичность сербов и их достоинство

Результаты парламентских выборов 11 мая довольно четко характеризуют ситуацию в Сербии: партия президента-демократа Тадича получила 40% голосов, но большинство - у ностальгирующих националистов.

Это свидетельствует о глубоком расколе общества Сербии, корни которого тянутся к печально известному президенту Милошевичу (1941-2006) и его роли в позднейшей истории Сербии. Половина сербов желает европейской демократии и курса на объединение с ЕС, другая половина живет воспоминаниями о былом величии Югославии и мечтает о восстановлении Великой Сербии.

Как и в других государствах, на идентичность сербов влияют толкования истории и мифы. Три кита, святыни, на которых зиждется идеология сербского государства, - это Косовская битва 1389 года, освобождение от турецкого ига и объединение южнославянских народов под управлением Сербии (долгий процесс от 1815 до 1918 гг.) и победа над фашизмом под руководством коммунистов и Тито.

Развал Югославии нанес сокрушительный удар по этой идеологии и серьезно задел идентичность сербов и их достоинство. Особенно болезненным ударом было отделение Косово, поскольку Косово подавалось сербам, как их колыбель (то же думают о своем государстве албанцы).

Наследие Милошевича

Личность Милошевича, к сожалению, находилась в центре всех тех неприятных событий, которые постигли сербов с момента развала Югославии. Милошевич пришел к власти в то время, когда Югославия еще существовала и никто не предвидел ее развала.

Став в 1989 году президентом Сербии, он первым делом ликвидировал автономию Косово и покончил с культурными правами албанцев, которые они имели до этого в Югославии, заслужив тем самым в глазах наиболее националистически настроенных сербов славу истинного патриота.

С другой стороны, это подстегнуло стремление албанцев к отделению. На желание Хорватии и Словении расширить права союзных республик Милошевич отреагировал кровопролитием, и эти республики, как затем и Македония с Боснией-Герцеговиной, отделились. Истинный патриот успешно развалил Югославию.

Взяв курс на Великую Сербию, Милошевич организовал в регионах Хорватии с сербским большинством - Книне и Крайне - мятежные сербские анклавы и устроил в Боснии (в первую очередь среди мусульман) геноцид, унесший более 200 000 жизней.

К сожалению, Запад серьезно отреагировал только в 1999 году, когда Милошевич начал геноцид и в Косово. Это привело к бомбежкам Белграда и Нови-Сада, взятию Косово под международную защиту и, наконец, к отставке Милошевича и преданию его Гаагскому международному трибуналу.

Водораздел

Таким образом, сербы разделяются по своему отношению к Милошевичу. Одна часть считает его трагедией Сербии, массовым убийцей и военным преступником, разрушителем Югославии, обусловившим потерю Косово, уничтожившим экономику и гражданское общество.

Другая часть - патриотом и национальным героем, чьи правильные идеи остались не осуществленными только лишь из-за враждебности к Сербии империалистического Запада и фашистских прихвостней (что для них одно и то же). Понятно, что для этих людей ЕС и НАТО, как олицетворение Запада, являются врагами, а единственно верным союзником остается Россия.

На мечтах этих людей играют радикальные националистические партии, внушая, что с их приходом к власти будет возвращено Косово и начнется расцвет экономики при поддержке российской энергии.

Действительность, конечно, значительно более жестока. Косово вернуть невозможно, а изоляция уничтожит и то, что еще осталось от экономики. Национальный доход упал до уровня 1960-х годов, и повысить его поможет только плотная интеграция в экономику Европы.

И эта дилемма - Европа или изоляция - ожидает решения.

___________________________________

Сербия по-прежнему в тени Милошевича ("The Financial Times", Великобритания)

Страна, для которой Европа - камень преткновения ("The Independent", Великобритания)

С пробуждением, Сербия! ("The Times", Великобритания)