Статья была опубликована 7 июня 1989 г.
Спор о смысле происходящих в Советском Союзе перемен лучше всего иллюстрируют крайние позиции. Итак, с одной стороны у нас есть идиллическая интерпретация: перемены в СССР воспринимаются как возвращение к благородным ленинским нормам, а генеральный секретарь и его супруга стали любимцами западных иллюстрированных журналов.
Вторая версия обращается к апокалипсическому сознанию: в СССР происходит дьявольский маскарад, поскольку, обманывая наивный мир западных демократий и собственные интеллектуальные элиты, свою власть укрепляет режим, ничем не отличающийся от сталинского коммунизма. Две эти позиции - каждая из которых примитивна и фальшива - господствуют в западной публицистике.
Есть у них и польские аналоги: с одной стороны, услужливое расхваливание любого решения текущего пленума ЦК КПСС, а с другой - невежество, насыщенное озлобленностью. И то и другое я считаю опасным. И то и другое препятствует рефлексии о динамике перемен в СССР и блокирует новое польское мышление о польско-советских отношениях.
В СССР происходят существенные и многогранные перемены. Десталинизация, возрождение национальных культур и духа гражданских свобод, интеллектуальный взрыв и возникновение независимых общественных институтов - все это уходит корнями в разложение тоталитарного казарменного коммунизма.
Именно с этой точки зрения следует оценивать новые тенденции во внешней политике СССР, в том числе, и в отношении государств Центральной и Восточной Европы. Сегодня о деформациях внешней политики в советской прессе говорится открыто и резко.
Какие выводы из этого делать полякам?
Во-первых: до сих пор последствия перемен в СССР оказывались для Польши исключительно позитивными. Широкая дискуссия о сталинском коммунизме, открытие страшных страниц истории, обнажение разрушительных последствий сталинского и брежневского уклада для экономики - все это расширило для поляков сферу публичных дебатов о принципиальных вопросах и ускорило наступление в Польше политической открытости.
Во-вторых: нужно подвергнуть анализу традиционный пророссийский сервилизм официальной пропаганды, и свое суждение должно вынести общество. Этот сервилизм ведет к глубокому неприятию не только политики Сталина и неосталинского курса Брежнева, но и подлинных достижений русской культуры. Ответом на этот сервилизм было то, что поляки повернулись спиной к России, любой России: как официальной, так и критичной и мятежной.
В-третьих: сегодня традиционная антисоветская риторика совершенно не в силах описать действительность. Антироссийская риторика всегда была абсурдом: из-за нее было невозможно провести различие между преследователями и преследуемыми. Порой антисоветская риторика была способом самообороны от сталинской, а позже брежневской индоктринации. Но сегодня эта риторика в любом случае ведет к самоослеплению.
Тот, кто говорит, что нынешние перемены в СССР - возможно, самые важные после 1917 года - это маскарад, ничего не понимает в общественном и национальном конфликте, в конфликте между неосталинистской номенклатурой и сообществами, организующимися в целях демократической перестройки, в полемике между эпигонами великорусского шовинизма и продолжателями демократической тенденции в рамках русской культуры. А ведь, помимо России, нужно распознать направление перемен в прибалтийских республиках, в Грузии и Армении, в Молдавии и Азербайджане, да, по сути, везде.
Тот, кто считает, что лозунг 'Советы - домой!' может сегодня заменить собой всю политическую мудрость, должен задуматься над тем, можно ли такими призывами добиться желаемого. Или иначе: те, кто пользуется лозунгами, которые всеми воспринимаются как оскорбительные для советской сверхдержавы, не предлагая ничего, кроме враждебности в тот момент, когда следует делать конкретные предложения, перечеркивают шансы на создание новой модели польско-советских отношений. Таких отношений, где равноправие и суверенитет обеих сторон будут не пропагандистским лозунгом, а партнерством, создаваемым изо дня в день.
Этого не достичь антисоветскими демонстрациями - об этом нужно четко заявить. Однако глупо верить в то, что антисоветский комплекс можно преодолеть омоновскими дубинками. Дубинки лишь усиливают этот комплекс.
________________________________
Кто ты, россиянин? ("Rzeczpospolita", Польша)
Россия: тоталитарный режим ("Daily Mail", Великобритания)
Россия на пороге XXI века ("Rzeczpospolita", Польша)