Его лицо - рябое из-за яда - было символом 'оранжевой революции', он был исполнен решимости покончить с дискредитировавшим себя украинским режимом. Она была блестящим оратором, стояла рядом с ним на трибунах, харизматичная и в то же время неоднозначная личность - она ведь когда-то принадлежала к номенклатуре. Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко были союзниками в головокружительный момент украинской истории: конец 2004 года, ознаменовавшийся мирным прославлением демократии и национального суверенитета.
Сегодня эти двое дерутся на дуэли. Он - непопулярный президент, она - премьер-министр с ненасытным честолюбием. После состоявшихся в сентябре 2007 года выборов, их партии сформировали правительственную коалицию. Не успела она родиться, как ей стали прочить плачевную участь. 6 июня пророчество началось сбываться - двое 'оранжевых' депутатов переметнулись в другой лагерь. Так начался новый этап кризиса. 'Оранжевые' более не составляют большинство в парламенте.
Вряд ли кто может предсказать судьбы президента и премьер-министра, поглощенных своей схваткой. Никто не хочет брать на себя инициативу окончательного разрыва. 'Стиснув клюв, как на картине Пикассо, я буду держать эту оливковую ветвь мира, несмотря ни на какие шторма", - уверяла несколько дней назад Тимошенко. В действительности же эти двое соперников уже давно терпеть друг друга не могут. Каждый подозревает другого в ужасных кознях. 'Каждый ведет свой счет унижениям и предательствам, вина за которые возлагается на партнера', - говорит политолог Володимир Фесенко. 23 февраля Юлия Тимошенко поздравила Виктора Ющенко с 54-летием. 'Наша сила - в единстве', - написала она, а в конце прибавила - 'с глубоким уважением и любовью'. Но война кланов уже началась. 13 мая она достигла 'точки невозврата': депутаты БЮТ, партии Юлии Тимошенко, физически помешали президенту выступить с ежегодным обращением к парламенту.
Сторонники премьер-министра обвиняют президентскую администрацию в том, что она не дает принять законы, призванные обуздать инфляцию, которая пагубно влияет на экономику Украины (+ 30% за год). В мае они также пытались сорвать одобрение кандидатур трех новых судей Конституционного суда, выбранных президентом. 'Ни один институт не пользуется уважением, не считается беспристрастным, - обеспокоено замечает один европейский дипломат. - Мы присутствуем при разрушении авторитета государства, автономизации чиновников, которые никому не отдают отчет в своей деятельности. Сразу же расцвела коррупция'.
У ног обменивающихся ударами 'боксеров' лежит несбывшаяся мечта 'оранжевого' народа. 'Отношения между ними вышли за рамки разумного, - считает Олег Рыбалчук, в 2005 году занимавший должность главы секретариата президента, экс-советник Виктора Ющенко. - Риски велики. Украина к концу года может все потерять: организацию и проведение футбольных матчей Евро-2012, соглашение о партнерстве с ЕС, статус кандидата в члены НАТО'.
Виктор Ющенко, прежде чем стать главой государства, был директором национального банка, потом премьер-министром (1999-2001), пока его не отправил в отставку тогдашний президент Леонид Кучма. Он считался компетентным экономистом, к тому же смог оправиться после отравления диоксином. Сегодня ему вменяют в вину институциональный паралич и сильный разрыв в доходах населения.
Евгений Червоненко, судя по всему, придерживается другой точки зрения. В этот майский день, сидя в своем кабинете, украшенном фотопортретами Виктора Ющенко, чью личную охрану он возглавлял, глава Национального агентства Украины по вопросам подготовки и проведения Евро-2012 года, мечет громы и молнии в телефонную трубку. 'Не давайте слабину перед этой женщиной, слышишь? Иначе она вами пообедает!'. На другом конце провода - депутат из президентского лагеря, Червоненко, даже не пытаясь соблюдать приличия, хвалит его за критические замечания в адрес премьера. Он обвиняет Юлию Тимошенко в том, что она 'не выделила ни копейки на Евро', 'хочет полностью взять власть в свои руки', 'ничего не понимает в законах либеральной экономики'.
Одним из спорных вопросов для двух противников является Фонд государственного имущества, который контролирует доходный процесс приватизации. Тимошенко необходимо своевременно провести приватизацию множества активов, чтобы избежать дефицита бюджета и выполнить свое основное предвыборное обещание - постепенно компенсировать мелким вкладчикам суммы, которые они потеряли после распада СССР. Около 6 миллионов украинцев уже получили по 1000 гривен (128 евро). 'Почему средства, полученные от приватизации, идут не на развитие экономики, а используются для финансирования текущих бюджетных расходов?', - критиковал Ющенко 17 мая в журнале Emerging Markets.
Юлия Тимошенко, чтобы развязать себе руки, попыталась уволить главу Фонда, но президент Ющенко этому воспрепятствовал. В начале мая премьер-министр решила действовать силой и назначила своего человека на пост председателя Фонда. В ответ подчиняющаяся президенту генеральная прокуратура возбудила дело против ставленника премьер-министра за 'попытку незаконной приватизации'. 'Это дело было возбуждено против меня лично, против восстановления порядка на Украине', - заявила Тимошенко.
Многих представителей элит бросает в холодный пот при мысли о том, что государство может оказаться во власти Юлии Тимошенко. Но ни одному политику до сих пор не удавалось составить ей конкуренцию. В ней сочетаются революционный пыл, - который все еще охватывает ее, когда она произносит речи на митингах, воодушевленная, не подглядывающая в бумажки - и хладнокровие генералов, склонившихся над картой кампании, понимающих, что победа требует жертв.
Ее жизненный путь приводит в священный ужас гуру от пиара: в предыдущей жизни Юлия была брюнеткой, причем далеко не бедной. Она получила прозвище 'газовая принцесса', когда возглавляла монопольное предприятие в этой отрасли. Она занималась и политикой, и бизнесом. В 2001 году она попала за решетку по обвинению в расхищении государственных средств - которое потом было снято, - и именно тогда превратилась в противника режима Леонида Кучмы. Потом началось превращение в пассионарию независимости, ряд западных СМИ окрестили ее 'Жанной Д'Арк оранжевой революции', не говоря уже о классическом эпитете 'железная леди'.
Ее публичный образ? Светлая коса, уложенная вокруг головы наподобие короны, жемчужное ожерелье и белый или бежевый костюм. Политическая невинность и народный лубок. Когда смотришь на изображение Тимошенко на фотографиях и плакатах, заретушированных до абсурда, кажется, что ей не 47, а 35 лет. Она продумала до мелочей свой имидж и в присутствии журналистов отказывается отвечать по-русски на вопросы, заданные на этом языке, чтобы не оставалось никаких сомнений в ее позиции. Курс на Запад и да здравствует независимость!
Ее политический дискурс разит как меч: в первую очередь он нацелен на правящий класс, ее бывших коллег-олигархов, за которых она взялась еще в 2005 году, когда в первый раз стала главой правительства и была впоследствии уволена Виктором Ющенко. Миллиардеры Ринат Ахметов и Виктор Пинчук до сих пор ей этого не простили. Первый, живущий на востоке страны, в Донецке, финансирует считающуюся пророссийской Партию регионов; второй оставил политику, он - самый известный филантроп на всем пространстве бывшего СССР. 'Никого не прельщает перспектива стать Юлиным Ходорковским', - улыбается вхожий в их круг человек, вспоминая бывшего главу нефтяной компании ЮКОС, отбывающего тюремный срок в России.
Ющенко против Тимошенко. Это еще и столкновение двух характеров, двух эго. Он - доволен, что дошел до властных высот, но еще не пресытился, он с трудом выносит эту неконтролируемую женщину, он - управленец, взирающий на Европейский Союз как моряк на сушу - издалека. Она, нетерпеливая и резкая, исполнена решимости преодолеть все препятствия и очаровывает западных руководителей своим волюнтаризмом. Ее самых решительных противников стоит искать скорее не в Партии регионов - с которой она планирует заключить немыслимый союз против президента - а в окружении Виктора Ющенко, начиная с Виктора Балоги, главы секретариата президента, на которого падают подозрения в организации всех заговоров.
Хулители Тимошенко обвиняют ее в том, что она хочет создать вертикаль власти по российскому образцу, где все будут ее верноподданными. 'Юлии, чтобы руководить страной, нужно договориться с элитами, но Ющенко не дает ей этого сделать, - считает близкий к президенту политолог Вадим Карасев. - Эта авантюристка может стать вторым Путиным'.
В Киеве знающие люди утверждают, что Юлия Тимошенко следует новой стратегии: дожидаться президентских выборов, назначенных на 2010 год, становится слишком рискованным, опросы общественного мнения показывают, что инфляция уже снизила уровень популярности премьер-министра. Поэтому она, как говорят, планирует внести изменения в конституцию, чтобы установить парламентский режим. Президенту достанется роль английской королевы, а ей - канцлера Германии. В ее окружении идут разговоры о 'рационализованной парламентской системе'.
'Изменение конституции в направлении парламентского режима в интересах страны, - объясняет Григорий Немиря, заместитель премьер-министра, один из ближайших соратников Юлии Тимошенко. - Достаточно взглянуть на карту. Во всех новых членах Евросоюза режимы этого типа. Украина должна вырваться из постсоветской тины'.
__________________________________
Смелость города берет - и Киев в том числе ("The Economist", Великобритания)
Павловский: Тимошенко - авантюристка, но реально русофобом она не является ("Украинская правда", Украина)
Охладить Киев ("The Financial Times", Великобритания)
Украинские лидеры так же далеки от создания политически стабильной ситуации, как и раньше ("The Financial Times", Великобритания)