Несмотря на вежливые речи и учтивость, во время прощального визита президента Буша в Европу неизбежно будет присутствовать некая нотка неискренности и безразличия. Даже придерживающиеся одинаковых с ним позиций правоцентристские лидеры Франции, Германии и Италии, которых президент надеется сблизить с Вашингтоном, вряд ли будут слушать его с полным вниманием, зная, что нынешней администрации осталось руководить страной всего семь месяцев, и что Европа замерла в ожидании перемен в Вашингтоне. Страны Евросоюза, включая Британию, уже сосредоточили все свое внимание на главных претендентах предстоящих выборов и на предвыборной политике. На саммите США-ЕС в Словении, где Буш будет завтра присутствовать, европейские лидеры лишь вполуха будут слушать его предложения и призывы.
И это будет ошибкой. Может быть, Буш уже и не пользуется авторитетом и уважением своих западных союзников, но партнерство между Европой и Соединенными Штатами по-прежнему крайне важно для сохранения стабильности и благополучия. Огромное значение будет иметь то, как стороны отреагируют на нынешнюю неразбериху в ценах на продовольствие, нефть и сырьевые товары. Этот саммит также во многом определит характер трансатлантических взаимоотношений при будущем президенте. Для реализации такой совместной политики необходимо сотрудничество между органами власти и финансовыми институтами. Сейчас не время сидеть и ждать прихода в январе новой команды Белого Дома.
Буш сейчас больше, чем когда бы то ни было во время своего правления, придерживается примиренческой позиции, и Европе следует уделить больше внимания тем вопросам, в которых он требует поддержки. Речь идет об Иране, Ираке и недавних предложениях Вашингтона по решению проблем изменения климата. Сохраняется высокая напряженность в связи с очевидным и неизменным стремлением Ирана стать обладателем ядерного оружия. Похоже, что Тегеран снова пытается выиграть время. Европа давно уже встревожена в связи с возможностью начала военных действий, но ей следует проявить больше решительности в вопросе оказания дипломатического и экономического давления на Иран, если она хочет обладать каким-то сдерживающим влиянием. Европейцы должны больше помогать Ираку, чтобы эта страна быстрее вышла из хаоса. Им следует прекратить делать вид, будто это в основном задача США. Что касается климатических изменений, то действия Соединенных Штатов вызывают огромное недовольство. Но США поддержали принцип принятия обязательств по ограничению выбросов, выдвинув некоторые условия, и проявленную недавно готовность президента заняться решением этих вопросов следует всячески приветствовать.
На одном вопросе европейцы уже сосредоточили все свое внимание. Это проблема напряженных отношений Запада с Россией. Расчетливо выбрав время, президент Медведев на прошлой неделе сделал свою первую вылазку в Евросоюз. Он посетил Германию и призвал Запад уделить внимание той роли, которую играет Россия в стабилизации цен на энергоносители и предотвращении спада в экономике. Но в подробности он вдаваться не стал, не сказав также ничего о наращивании нефтедобычи, обуздании цен и об использовании российского бюджетного профицита для облегчения кризиса кредитования. Создается впечатление, что говорил он обо все этом с единственной целью: показать, что он самостоятельный руководитель, а не просто голос, озвучивающий Путина.
Буш по мере завершения президентского срока, может быть, и превращается в 'хромую утку', но Медведев был такой 'хромой уткой' без веса и влияния с самого начала своего президентства. Он даже не греет место для Путина, который по-прежнему и буквально занимает свое старое кресло в правительстве. Националистические нотки путинской политики прозвучали в конце недели и в предостережениях Медведева, который заявил, что Грузия и Украина пожалеют, если начнут переговоры о вступлении в НАТО. Поэтому Европе следует с опаской относиться к России, поддерживая при этом США. Президент Буш в определенном смысле обладает самой большой силой в последний год своего пребывания на посту, поскольку отягощает его только долг перед историей. Мир также не может приостановить на семь месяцев решение неотложных международных проблем. К визиту Буша надо отнестись серьезно. Может быть, президент и находится в ожидании конца своего срока, но проблемы, стоящие перед Европой и США, ждать не могут.
___________________________________________________________
Европа опасается односторонней политики Америки. На этот раз в экономике ("The New York Times", США)
Европа - геополитический карлик ("The Financial Times", Великобритания)