Все произошло, как в сказке. Принцесса снова превратилась в Золушку. Кучер и форейторы в пышных оранжевых ливреях превратились в крыс и мышей и бросились в свои норы. А карета популизма оказалась простым асфальтовым катком, который покатился вниз.
Последние четыре года выявили в украинской политике некоторые закономерности, требующие своей классификации. Трудность состоит в том, что эти закономерности как бы нематематического и даже не логического (в смысле логики истории) характера.
Если сравнивать процесс с вождением автомобиля, то 'оранжевые' ездят и без тормозов, и без правил. Даже не ездят, а прорываются и проскакивают на красный. А 'сине-белые' только и делают, что притормаживают даже на зеленый. На оранжевый и подавно.
Сегодня ребята-демократы, 'команда единомышленников', все никак не могут слезть с оппозиционной трибуны, хотя давно уже влезли (прорвались) на властный Олимп. 'Единомышленники', видимо, не знают, что нужно делать после того, как покинешь оппозиционную трибуну. Потому и не слезают.
'Сине-белые', напротив, все никак не могут взобраться на оппозиционную трибуну. Даже не примеряются, хотя их давно уже притормозили и давно из власти выставили. Причем выставили очень некрасиво. Чтобы не сказать хуже. 'Сине-белые' как бы не очень понимают, как себя нужно вести, после того как тебя выставляют. Неловко себя чувствуют. Потому ищут консенсуса и примирения. Но чтобы говорить о стабильности и о примирении, совсем не обязательно взбираться на трибуну. Можно поговорить на 'круглых столах', на универсалах или еще где.
Виктор Ющенко все это время пытался совместить неудачный исторический опыт написания украинских универсалов с неудачным же американским опытом составления дорожных карт. Но политика - это не математика. И при соединении двух минусов в результате получается все тот же минус - только большой. Потому с первого места подавляющей электоральной поддержки он уверенно переместился на третье, однако своих усилий на этом заведомо минусовом поприще не прекращает. Юлия Тимошенко оказалась более успешной в наращивании своего минусового потенциала. В том числе и за счет приращения минусов президента.
Вследствие очевидного недостатка функции торможения в украинской политике, а с другой стороны - явного переизбытка торможения мы только то и делаем, что ходим с выборов на выборы. И каждые следующие выборы (до провала в Киеве) неизменно фиксировали результативность выбранной ЮВТ тактики минусового приращения. Но, видимо, на киевских выборах что-то в этой закономерности нарушилось. Или наоборот - восстановилась-таки логика законов физического мира, согласно которой минус в реальной жизни имеет смысл только при наличии плюса. К тому же оказалось, что прыгать из власти на трибуну (и обратно) нельзя так же быстро, как прыгать через скакалку.
Каток популизма, который БЮТ успешно толкал вверх все эти годы (попутно закатывая под него своих конкурентов), наконец-то (как это и должно быть по законам физики) покатился вниз. И покатился не сам по себе, а потому (если мы уж используем автомобильные метафоры), что ему подрезал дорогу более модернизированный и, как оказалось, более популярный каток Леонида Черновецкого. 'Укатать' Черновецкого 'белосердечным' оказалось, увы, не по силам. После рокового наезда последовал откат. Не тот, о котором вы подумали, а самый что ни на есть настоящий откат в прямом смысле слова.
Двинувшись вниз, каток переехал не только обескураженный БЮТ, но и весь украинский политикум, который кто меньше, кто больше в меру сил подталкивал каток вверх, еле поспевая за косой непобедимой Юлии Владимировны. Сегодня сизифы всех расцветок единомыслия после наезда никак не могут осмыслить: что же, собственно, произошло и как такое на самом деле могло случиться?
Пребывая в шоковом состоянии, коалиционеры продолжают яростно обвинять друг друга в нарушении единомыслия и в недостаточном усердии при толкании катка. А все вместе они дружно обвиняют Леонида Черновецкого в нарушении (ими же установленных или до конца не понятых) правил использования популизма. Угрожают пожаловаться на него в суд и президенту. И на президента тоже пожалуются.
Но наблюдая истерию министра внутренних дел Юрия Луценко (его каток популизма размазал по асфальту вместе со списком, который он возглавлял), представьте себе на мгновение, что бы началось в стране, если бы выборы выиграли Луценки-Тимошенки, Турчиновы-Губские и прочие Зинченки-Жвании.
Досрочные выборы в Киеве были, конечно, назначены ВР незаконно, но они позволили зафиксировать потерю остатков легитимности всеми парламентскими партиями и блоками ВР шестого созыва, за исключением (с некоторыми оговорками) Блока Литвина. Более всего совершенно справедливо пострадали инициаторы тактики и стратегии незаконных досрочных выборов. Но не было бы киевских выборов, мы бы об этом положении вещей только догадывались.
Юрий Луценко по-прежнему надувал бы щеки как политик общенационального масштаба. БЮТ по-прежнему изображал бы из себя непобедимую фалангу. А НУНС по-прежнему бы выдавал себя за единственную парламентскую президентскую силу. Но это все рухнуло в одночасье. Мы попали в опасную точку бифуркации, выход из которой возможен в любую сторону, кроме возврата назад. Никакие выборы (ни эти киевские, ни третий президентский тур) отыграть назад нельзя. Дальнейшую жизнь всем придется строить по полученным результатам. Вне зависимости даже от прохождения процесса легитимации результатов выборов.
Двигаясь от одних незаконных досрочных выборов к другим, мы вопреки своей воле вплотную подошли уже к следующим досрочным выборам. И проблема в том, что их некому сделать законными. Досрочные выборы необходимы не только потому, что парламентские партии растеряли остатки легитимности, а ВР не может ни создать дееспособную коалицию, ни распустить недееспособную. Но и потому, что в бесконечных сварах растеряли легитимность не только партии, но также правительство и президент.
Надежды на то, что результаты киевских выборов сами по себе смогут подтолкнуть парламент к переформатированию и созданию, напрасны. Во-первых, потому, что ни в парламенте, ни в стране не существует политической воли на переформатирование. А во-вторых, переформатирование в данной ситуации (и при данном раскладе сил в ВР) невозможно даже в случае гипотетического появления воли. Как ни переформатируй политические силы с печатью сомнительной легитимности, они (даже в случае достижения внутрипарламентских договоренностей) уже не смогут создать дееспособное правительство. Поздно, поезд переформатирования нынешней ВР ушел.
Но даже арифметически (забудем о легитимности) переформатирование для создания широкой коалиции (о которой неустанно говорят не столько в оппозиции, сколько в коалиции) невозможно. Не удастся найти необходимого количества голосов. Это должна быть как минимум половина фракции НУНС плюс один голос. И тогда вроде бы уже можно создавать новую широкую коалицию. Но при этом вполне может оказаться, что из этой широкой коалиции придется вычесть коммунистов, поскольку они неоднократно поддерживали БЮТ в самый критический момент. (Как это было при голосовании за бюджет и за эти же злополучные досрочные выборы в Киеве.)
Кроме того, вожди НУНС неоднократно заявляли о невозможности пребывания в одной коалиции с коммунистами. А без коммунистов и половины фракции НУНС (даже если они согласятся на формальное вхождение) дееспособной коалиции все равно не получится. К тому же участие 'регионалов' в такой коалиции будет последним гудком для ПР. 'Регионалы' уже сегодня теряют электоральную поддержку только от одного подозрения в возможном участии ПР в коалиции с 'оранжевыми'.
Бедный Йурик
Конечно же, говорить об этом можно только как о курьезе, но действительно, НСНУ во главе с Юрием Луценко (первым номером избирательного списка) набрал в Киеве (колыбели 'оранжевой революции') меньше голосов, чем Партия регионов. Миллионы Давида Жвании, потраченные на раскрутку рейтинга милицейского терминатора, были потрачены зря. Хотя, по мнению самого Терминатора, в этом виноваты все кто угодно, только не он сам.
Любопытно, что у Луценко проявились некие фатальные, роковые черты. Все политические силы, в состав которых он входил (и которые неизменно пытался возглавить), обязательно шли на дно. Раньше он обвинял во всех смертных грехах Александра Мороза. Сегодня место Мороза занял президент, которому (как бы оно ни было) Луценко абсолютно всем обязан. Даже рейтинг в 2% на выборах в Киевсовет он получил как министр, назначенный президентом, а не как отдельно взятый милицейский терминатор. Или отдельно взятый самооборонец. Иными словами, завоеванные голоса отражают скорее рейтинг самого президента, чем его обанкротившейся клиентуры.
Выборы в Киеве продемонстрировали истинный политический вес НУНС и Луценко при отсутствии поддержки со стороны Виктора Ющенко. Эта партия действительно была пропрезидентской силой и могла собирать голоса только за счет наддува ее каким-никаким, но личным рейтингом президента. Или президентской должности. Стоило президенту на мгновение выключить поддув, как все это схлопнулось на глазах изумленной публики.
Самооборонцы были главным инструментом перевода НУНС под контроль БЮТ. Но, превратившись в филиал БЮТ, НУНС практически прекратил свое существование в электоральном поле. В то же время стало понятно, что на роль (даже условно) самостоятельного политика бедный Йурик не тянет. И, скорее всего, не потянет никогда.
Новые фантомы минусового приращения
ЮВТ выигрывала и у Януковича, и у Ющенко, но неожиданно проиграла Черновецкому. Можно действительно говорить о том, что она проиграла своему более талантливому ученику. Но дело не только в этом. Блок Черновецкого (в отличие от БЮТ) отнюдь не является театром одного актера или командой одного игрока. Скорее наоборот. Команда мэра может нам не нравиться, но она действительно состоит из ярких личностей.
И только этим неудачным наездом Юлия Тимошенко открыла этой команде самые широкие перспективы. А Леонида Черновецкого ЮВТ вопреки своему желанию превратила в политика общенационального масштаба. И сделала обязательным участником президентских выборов. Как высоко Черновецкий сможет закатить усовершенствованный каток популизма, покажет только время. Но уже сегодня с большой долей уверенности можно предсказать тиражирование по городам и весям обкатанных им в Киеве схем материальной поддержки нуждающегося люда. На этом пути у карьеры Леонида Черновецкого есть только одна точка ветвления: или государство (когда оно появится) возьмет под контроль и легализует наработанные им схемы, или этот каток вскоре укатает своего драйвера.
БЮТ потерял некоторую часть, казалось, самого надежного киевского электората, но 'оранжевые' друзья-соперники по коалиции потеряли гораздо больше. Чтобы не сказать, что они потеряли все. Полученных голосов НУНС не хватит даже на фиговый листок. ЮВТ могла бы праздновать победу. Однако окончательная победа над лагерем президента может оказаться пирровой, поскольку собственных ресурсов (прежде всего кадровых) для ведения самостоятельной игры у ЮВТ явно недостаточно. Ей необходимо будет искать новых союзников не на правом (условно) фланге, а на левом (тоже условно). Но уже в новом составе парламента.
Несмотря на поражение БЮТ, его тактика и стратегия прорывов, нагнетания вражды и нетерпимости не изменится. Впереди тема поправок в бюджет, остановившийся на полпути захват ФГИ, борьба за Антимонопольный комитет и т. д. Потому в Киеве ЮВТ приложит максимум усилий и смекалки, чтобы парализовать работу Киевсовета. И вполне может оказаться, что ей удастся это сделать. Тогда конфликт вполне может перекинуться в регионы. Ведь мешать работать кому-то намного проще, чем работать самому. Хотя Бог милостив. А киевляне люди мудрые.
Многие сравнивают ЮВТ с Березовским. И в этом сравнении есть определенный смысл. Борис Абрамович тоже не в состоянии менять ни стратегии, ни тактики, даже когда они становятся безусловно проигрышными. Он до сих пор продолжает катить антипутинский каток, не считаясь с расходами и пристегивая в свою упряжку всех, кого только можно пристегнуть. Хотя это уже по большому счету не имеет никакого смысла.
__________________________________
"Эта авантюристка может стать вторым Путиным" ("Le Monde", Франция)
Павловский: Тимошенко - авантюристка, но реально русофобом она не является ("Украинская правда", Украина)
Президент о стране и обществе со шрамами ("Газета 2000", Украина)
Просуществует ли Украина до 2017 года? ("Украинская правда", Украина)