June 9, 2008; Page A16
Не касаясь основной идеи сенатора Чарлза Шумера (Charles Schumer) об эффективности санкций против богатого нефтью Ирана ('Россия может помочь развязать иранский узел', 3 июня), я хотел бы прокомментировать то, что представляется мне опасно близоруким видением России и российской внешней политики.
Во-первых, провокационное решение сенатора обратиться по данному вопросу к премьер-министру Владимиру Путину вместо президента Дмитрия Медведева требует подробных разъяснений, которых дано не было. В Конституции России четко оговорено, что за внешнюю политику отвечает президент. Премьер-министр действует по его усмотрению. Нетрудно понять, что Путин сохранил власть в России, и что Медведев был назначен только для того, чтобы выиграть жульнические выборы в марте. Но примечательно то, что американский сенатор принимает такое положение вещей как должное. В статье сенатора Шумера Медведев не был упомянут ни разу, и я не могу поверить в то, что это было случайностью или результатом невежества. Означает ли это, что сенатор Шумер публично признает, что избрание Медведева было фарсом, и Россия является диктатурой? Указывает ли это на несогласие с нынешней политикой американской администрации, которая делает вид, будто Россия - демократическая страна? Такой ли политический совет он дает своему коллеге по Сенату Бараку Обаме? Наконец, неужели так трудно выражать столь важный и похвальный подход менее деликатным образом?
Во-вторых, Путина и его камарилью нисколько не волнует национализм (старый или новый), российская гегемония в Восточной Европе или противоракетная система НАТО. Их интересуют только деньги и то, как обеспечить поступление денег на их банковские счета. В основании каждого их решения лежит эта истина. Путинское бряцание саблей - это спектакль, призванный заработать капитал, благодаря которому позже они могли бы выторговать на Западе уступки, позволяющие продолжать безнаказанно грабить Россию - Запад, например, не реагировал бы на разгром демократической оппозиции в России и разрешил России остаться в 'большой восьмерке', избавив ее, тем самым, от фискального контроля, неизбежного при статусе меньшего благоприятствования.
Кремлевская элита присоединится к санкциям против Ирана, когда они станут выгодными для нее в буквальном смысле слова, и не ранее того. Сенатор Шумер говорит на ее языке, предлагает России взятку за бойкот Ирана в размере 3 млрд. долларов в год. Это вполне понятное для них предложение в мафиозном стиле. Уверен, они будут рады узнать, что американский сенатор разделяет их подход к бизнесу: говорить только с большим боссом и предлагать живые деньги.
Гарри Каспаров - Председатель Объединенного гражданского фронта, Москва
________________________________________
Каспаров: Путин погубил свободную прессу в России ("The International Herald Tribune", США)
Ричард Пайпс: 'Москва хочет отделить США от ЕС' ("Corriere Della Sera", Италия)
Гарри Каспаров: Дон Путин ("The Wall Street Journal", США)