Как только прошел первый шок от очередного неподдающегося государственному контролю события - землетрясения в провинции Сычуань, китайские власти вновь сконцентрировались на том, что, по их мнению, контролировать можно - на людях. Любителям спорта, планирующим посетить Пекинскую Олимпиаду 2008 года, по-видимому, придется носить в кармане вместе с билетом длинный список предписаний.
На прошлой неделе Организационный комитет Олимпийских игр в Пекине перечислил на своем сайте ограничения, которых придется придерживаться 500000 гостей страны, ожидающимся в августе. Посетителям Олимпиады не разрешается ввозить в страну что-либо 'наносящее вред' Китаю, включая печатные материалы, фотографии, видеозаписи и фильмы. Запрещены лозунги и плакаты религиозного или политического содержания. То же самое касается митингов, демонстраций и маршей, кроме заранее согласованных с властями. Кроме этого на территорию страны не пустят лиц, страдающих психическими заболеваниями и венерическими болезнями.
Можно содрогнуться при мысли о том, как будет определяться, что именно подпадает под запреты, многие из которых, к тому же, слишком субъективны или посягают на свободу личности.
Международный олимпийский комитет традиционно не разрешает проводить политические акции в месте проведения Олимпиады, чтобы разногласия не мешали объединяющему все человечество празднику. Мы с уважением относимся к этой идее, однако Пекин заставляет ее служить собственным целям - целям авторитарного государства.
Чтобы получить право принимать у себя Олимпийские игры, Китай пообещал улучшить у себя ситуацию с правами человека. Однако пока он продолжает двигаться в прямо противоположном направлении. Недавно власти фактически лишили адвокатского статуса двух известных правозащитников, вызвавшихся защищать тибетцев, обвиняемых в организации бурных антикитайских выступлений. Они также разогнали мирную демонстрацию 100 родителей школьников, погибших во время землетрясения 12 мая в скверно построенных школьных зданиях.
Хотя власти после землетрясения и ослабили ограничения для журналистов и работников гуманитарных миссий, сейчас они снова ужесточаются. Местным журналистам не рекомендуется освещать протесты родителей, а иностранные телекомпании жалуются, что требования безопасности могут помешать им освещать олимпиаду.
Между желанием Китая пригласить весь мир на свои Олимпийские игры и его попытками лишить гостей - и своих собственных жителей - основных человеческих свобод есть явное противоречие. На прошлой неделе один из представителей МОК заметил, что, по его мнению, Игры помогут Китаю 'измениться к лучшему'. Комитету и странам Запада следовало бы не давать Китаю забыть, что мир наблюдает за ним, и пока у него складывается не лучшее впечатление.
__________________________________________
Олимпийская одиссея Китая: жертва или победитель? ("The Wall Street Journal", США)
Олимпийский факел разжигает национализм ("The Financial Times", Великобритания)
Враг Пекина номер один ("The International Herald Tribune", США)