Назначение посла Юрия Ушакова заместителем главы аппарата правительства, отвечающим за международную и внешнеэкономическую деятельность, - раньше такой должности в его штатном расписании не было - свидетельствует о том, что на своем нынешнем посту премьер-министра Владимир Путин намерен играть значительную роль во внешней политике страны. Как объяснил мне недавно в Москве один высокопоставленный российский чиновник, президент Дмитрий Медведев будет осуществлять в первую очередь 'стратегическое руководство' внешней политикой страны, а ее 'реализация' по Конституции входит в обязанности премьер-министра.
В годы президентства самого Путина премьеры не пользовались этими полномочиями, однако при Борисе Ельцине один из глав правительства - Евгений Примаков - в период пребывания в этой должности (1998-99 гг.) играл важную роль в определении действий России на международной арене. Это самым драматическим образом подчеркнул знаменитый 'разворот над Атлантикой': Примаков летел на запланированную встречу с тогдашним вице-президентом Элом Гором (Al Gore), но отменил ее в знак протеста против начатой по инициативе США операции НАТО против Югославии. Впрочем, этот 'разворот', как и общая политическая независимость Примакова (в том числе и в ходе обсуждения в парламенте вопроса об импичменте Ельцина), несомненно стал одной из причин, по которым чувствующий себя незащищенным непопулярный президент Ельцин принял решение отправить его в отставку. Конечно, сегодня и Кремль, и российский Белый дом, где теперь находится кабинет Путина, утверждают, что разделение полномочий в рамках путинско-медведевского тандема будет носить куда более гармоничный и стабильный характер.
Настолько, насколько отдельная личность способна повлиять на ситуацию, можно утверждать, что назначение Ушакова вероятно, будет способствовать успешной деятельности 'тандема' - по крайней мере в той сфере, за которую он отвечает. И Путин, и Медведев хорошо узнали опытного 'карьерного дипломата' Ушакова за те девять с половиной лет, что он занимал пост посла России в США; с обоими у него сложились хорошие отношения. Помощник Медведева по внешнеполитическим вопросам, Сергей Приходько - бывший коллега Ушакова по Департаменту общеевропейского сотрудничества российского МИДа, где они оба работали в 1990-х.
Авторы нескольких статей на эту тему, появившихся в российских СМИ, высказывают предположение, что новая должность Ушакова означает 'понижение' министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Однако в основе всех этих версий, похоже, лежит одна и та же статья, - она была опубликована 30 мая в российской деловой газете 'Коммерсант' - где описываются отношения между высокопоставленными чиновниками российского правительства. При этом, что выглядит несколько курьезно, свои выводы автор подкрепляет ссылками на источник 'близкий госдепу США' - довольно странный выбор для российской газеты, пишущей о московских интригах. 'Коммерсант' называет Ушакова и Лаврова 'старыми противниками', поскольку они якобы соперничали за то, чтобы сменить Игоря Иванова в должности министра иностранных дел 2004 г. Я много раз встречался с Лавровым и Ушаковым за последние несколько лет, и у меня возникло совершенно иное впечатление: их связывают не просто рабочие, но и хорошие отношения. Более того, люди, хорошо знакомые с обоими дипломатами, рассказывают, что они эффективно взаимодействовали, занимая должности, соответственно, российского посла в Вашингтоне и постоянного представителя при ООН в Нью-Йорке. Вопреки утверждениям 'Коммерсанта', в те годы признаков конкуренции между ними не наблюдалось, а после того как Лавров стал министром иностранных дел, Ушаков явно пользовался его поддержкой в качестве одного из важнейших 'связующих звеньев' между Москвой и Вашингтоном. На мой взгляд, Лавров, Ушаков и Приходько искренне стремятся сотрудничать друг с другом. Именно этого, несомненно, ждут от них руководители - Дмитрий Медведев и Владимир Путин.
Другой вопрос - окажется ли этих добрых намерений достаточно, чтобы обеспечить их гармоничное взаимодействие. Российская власть несомненно входит в 'неизведанные воды': помимо сильного президента с обширнейшими конституционными полномочиями у страны появился и сильный премьер, не только подобравший Медведева в качестве преемника и долгие годы играющий роль его наставника, но и обладающий - в качестве председателя правящей партии 'Единая Россия' - подавляющим большинством голосов в парламенте. Оба лидера тщательно старались обеспечить взаимосвязь своих команд, чтобы гарантировать консультации и координацию деятельности между ними - но в ходе моего визита в Москву две недели назад уже было ясно, что многие из подчиненных жаждут, чтобы именно их руководитель 'выглядел лучше', пользовался большей популярностью и обладал большим авторитетом.
Однако, что бы ни происходило внутри 'черного ящика' российской власти, для Соединенных Штатов и Запада в целом было бы ошибкой считать, что из-за этих процессов Москва существенным образом изменит линию поведения, не получив ничего взамен. Как заметил в разговоре со мной один высокопоставленный чиновник, внешнеполитический стиль несомненно изменится - разные лидеры не могут вести себя одинаково - и возникнут некоторые новые возможности: хотя бы потому, что внутриполитические перемены требуют новых подходов и на международной арене. Но надежды на то, что Медведев постарается 'показать себя с лучшей стороны' Соединенным Штатам и Европе, скорее всего, иллюзорны - нет никаких свидетельств о том, что он стыдится поведения России и намерен дистанцироваться от путинского внешнеполитического курса. Заявления, сделанные Медведевым на прошлой неделе в Берлине и в минувшие выходные на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге - о том, что вступление в НАТО Украины и Грузии чревато серьезными последствиями, и что в мировом экономическом кризисе виноват 'экономический эгоизм' США - указывают на наличие значительной доли преемственности в российском внешнеполитическом курсе.
Хотя 'Коммерсант' характеризовал Ушакова как сторонника 'жесткой линии' примаковской школы, те люди в Вашингтоне и Москве, что хорошо его знают, считают его дипломатом, приверженным идее российско-американского сотрудничества. После прощальной встречи Ушакова с президентом Бушем Белый дом (вашингтонский) с полным основанием отметил: посол 'сыграл важнейшую роль в укреплении взаимопонимания между Соединенными Штатами и Россией'.
Конечно, любой настоящий дипломат в первую очередь настойчиво продвигает интересы и точку зрения собственной страны, а интересы и точки зрения России в последние годы зачастую вступали в противоречие с политикой администрации Буша и общепринятыми мнениями в Вашингтоне. Это создавало серьезные проблемы не только Ушакову, но и его блестящему американскому коллеге - послу в Москве Биллу Бернсу (Bill Burns), который сегодня занимает пост первого заместителя госсекретаря по политическим вопросам.
Следующий президент Америки унаследует эти проблемы; ему необходимо будет решить, как к ним подходить. Однако уже очевидно, что гадания о 'реальных' намерениях Медведева и Путина или 'реальных' отношениях между ними не заменят понимания российских интересов - не так, как их воспринимаем мы, а так, как их воспринимают в Москве. Если Соединенные Штаты смогут выработать это понимание и будут готовы, не отказываясь от энергичного отстаивания собственных интересов, внести соответствующие коррективы в свои приоритеты, такие профессионалы-прагматики в обеих странах, как Юрий Ушаков, Билл Бернс и другие, смогут внести существенный вклад в формирование более эффективных отношений между США и Россией.
Димитрий Саймс - президент Никсоновского центра (Nixon Center) и издатель журнала National Interest
___________________________________
Дорогой Дмитрий Анатольевич! ("The Wall Street Journal", США)
Иван Крастев: Российская властная чета
Медведь выходит на арену ("The Economist", Великобритания)
Правление Медведева ("The Washington Post", США)