Судебные иски, обвинения в шпионаже, допрос главы концерна и кампания запугивания со стороны властей - российский филиал ВР погружается в политическую трясину, в то время, как группа олигархов пытается извлечь коммерческую выгоду в борьбе за контроль над ТНК-ВР.
С одной стороны, это российская история о жадности, власти и злоупотреблении ею. Пять лет назад ВР примирилась с группой олигархов, которые ранее были ее заклятыми врагами. Бывший глава ВР лорд Браун Мэдингли (Browne of Madingley) заключил пакт с Михаилом Фридманом, владельцем Тюменской нефтяной компании, которая посредством серии исков о банкротстве лишила ВР ее основного российского производственного звена. Это было партнерство по принципу 50 на 50, ни один из совладельцев не обладал контролем над компанией, и премьер-министр России Владимир Путин критиковал эту структуру, считая ее потенциальным источником конфликта.
Поначалу ТНК-ВР была успешной компанией, пользовавшейся расположением властей. Но настроения изменились, и Кремль дал понять, что он хочет установить контроль государства над всеми активами нефтегазовой сферы. "Газпром" не менее четко заявил о своем желании приобрести ТНК-ВР, и многие предполагают, что результатом этой игры станет выкуп доли олигархов и передача газовому гиганту контрольного пакета акций. Олигархи боятся, что их подставят и сделка будет невыгодной, поэтому они всячески стремятся усилить свою позицию на переговорах. Они хотят быть ключевыми игроками в этой схеме и видят свой шанс в неразберихе с тем, кто правит Россией. Премьер-министр Путин, автократ-националист или президент Медведев, бывший юрист?
Эта игра опасна, и не только потому, что "Газпром" контролируется раздражительными людьми из Кремля, но и потому, что российская нефть является важнейшим элементом мировой энергетической архитектуры.
Пока ВР вела на этой неделе переговоры со своими российскими партнерами, пытаясь достичь соглашения, Международное энергетическое агентство обращало внимание на добычу нефти вне зоны ОПЕК. В этом году ее рост будет ничтожным - главным образом, потому, что за последний год Россия превратилась из нашей козырной энергетической карты в один большой пшик.
Последние четыре года Россия снабжала рынок более, чем четырьмя миллионами баррелей в день, но русский фонтан бьет все слабее, а нефти миру нужно все больше.
Борьба за контроль над ТНК-ВР имеет большое значение, потому что дочерняя компания ВР контролирует в России крупное Самотлорское нефтяное месторождение и качает около 1,6 млн. баррелей в день. Это немалая часть тех 9,5 млн. баррелей, которые Россия ежедневно поставляет на рынок сырой нефти.
Между тем, глава "Газпрома" сделал на этой неделе любопытное заявление. По его прогнозу, цена барреля нефти достигнет 250 долларов. Это звучало как хвастовство, но, с другой стороны, "Газпром", вероятно, уже знает, сколько нефти пойдет из Сибири в следующем году.
________________________________
Не приближайся к Кремлю - обожжешься ("Business Spectator", Австралия)
Разногласия в ТНК-BP могут привести к сокращению дивидендов ("The Times", Великобритания)
BP в России ("The Financial Times", Великобритания)
Новые проблемы ВР в России ("Business Week", США)