Когда генеральному директору 'Би-Би-Си' Марку Томпсону (Mark Thompson) рассказали, что 77 украинских парламентариев написали ему письмо с жалобой на фальсификацию голосов в конкурсе на звание самого великого украинца всех времен, сделанного по образцу 'Би-Би-Си', мне кажется, ему трудно было удержаться от смеха - точно так же зрителя 'пробивает на ха-ха' при просмотре 'Бората'. Говорят, что 'подсиживание' сопровождается такой злобой именно в научных учреждениях потому, что там столь низки ставки; так и здесь - сложно не развеселиться, видя, как мировые копья ломаются вокруг 'исторических' фигур, о которых ни один неукраинец в мире, скорее всего, и не слышал-то никогда.
Тем не менее, для тех, по кому история успела потоптаться так, как по украинцам, все это гораздо важнее. Как сказал около месяца назад, выступая в канадском парламенте, президент Виктор Ющенко, пришедший к власти в том числе и пережив покушение, обезобразившее его лицо, за последние девяносто лет Украина объявляла себя независимой шесть раз, и свою задачу он видит в том, чтобы последняя декларация, от 1991 года, стала действительно последней. Отражение этого менталитета чувствуется даже в национальном гимне Украины, начинающемся словами: 'Украина еще не умерла'.
На сегодняшний день украинцы, прожив в состоянии независимости два десятилетия и бурно наращивая объем экономики, начинают понемногу успокаиваться. Еще бы: они теперь так интегрировались в мировую экономику и культуру, что могут купить такой вот прибамбас у 'Би-Би-Си' и переделать его под собственную аудиторию. Что, собственно, и было сделано: восьмимесячный конкурс, в котором должен определиться самый великий украинец, создан по образцу сериала 'Великобританцы' (Great Britons), придуманного 'Би-Би-Си'.
Победителем был назван - буквально в последнюю минуту - Ярослав Мудрый, князь, правивший Киевской Русью в 11-м веке. Он чуть-чуть обошел лидера западноукраинских партизан Степана Бандеру, который вел диверсионную войну как против нацистов, так и против Советов и в 1959 году был отравлен по приказу Москвы. Но главный редактор программы тут же выступил с заявлением, что сторонники Ярослава просто забили эфир звонками через компьютеры, и история сразу же приобрела интерес для международной аудитории: как-никак, 'вброс бюллетеней' еще с 2004 года неизменно остается самой актуальной темой украинской политики.
Многие говорят, что этот скандал - очередной пример размежевания между западной и восточной частями Украины (на востоке Бандеру все еще считают предателем, как называли его советские власти). Это ошибка: на самом деле на Украине еще в 1991 году началось потрясающее сближение между Западом и Востоком, перешедшее на новый уровень в 2004 году, когда за независимость гривной проголосовал крупный бизнес.
Большей части моих украинских друзей нравится уже то, что на этот раз скандал развернулся из-за исторического голосования, а не из-за президентских выборов. По словам директора Одесской киностудии Олександра Ткаченко, 'национальные легенды, в лучшем смысле этого слова - это очень важно, и мы обязаны их создавать'.
В век глобализации всего и вся есть что-то согревающее в том, как зрелищно, грудь в грудь, бьются украинцы, споря, кто лучше - средневековый князь или поэт 19-го века. Мир, может быть, и стал плоским, но в нем еще остается место для истории каждого уголка.
Кристия Фриленд - корреспондент FT, канадка украинского происхождения.
________________________________________________
Великий украинец Владимир Ризун: он совершил в историографии Второй мировой войны то, что в астрономии сделал Николай Коперник ("День", Украина)
Что если 'именем России' окажется Сталин? ("The Wall Street Journal", США)
Почему Сталин, несмотря на жестокость его режима, до сих пор популярен в России? ("The Independent", Великобритания)