16 июня 1963 года на орбиту Земли был выведен космический корабль, пилотируемый первой мире женщиной-космонавтом Валентиной Терешковой. В 45-ю годовщину этого полета редакция ИноСМИ предлагает читателям статью об этих событиях.
* * * * * * *
Статья опубликована 28 июня 1963 года
Если послушать русских, создается впечатление, что все женщины до Валентины Терешковой были закованы в цепи. Когда корабль первой женщины-космонавта облетал Землю, ТАСС захлебывался от восторга: 'Яркая звезда зажглась в космическом пространстве. Она затмила всех кинозвезд. Ни в одной стране мира женщины не достигали таких высот'. В каждой деревне сердца женщин исполнились ликованием, советские героини посылали на орбиту свои поздравления, среди них и Любовь Ли, 'знатный кукурузовод и Герой социалистического труда', как писали про нее газеты.
На борту космического корабля 'Восток-6' Валя до кончиков ногтей оставалась настоящей советской женщиной. Ее скафандр украшало изображение белоснежной голубки, и она не забыла перед стартом сделать прическу. Когда-то она была сущим сорванцом, теперь же не скрывает своей слабости к высоким каблукам, модной одежде и духам 'Красная Москва'. Из космоса она передала на Землю: 'Скажите маме, пусть не волнуется'. Один раз, когда КП потерял связь с 'Чайкой' (космический позывной Вали), он в спешном порядке велел ее космическому спутнику подполковнику Валерию Федоровичу Быковскому, пилотировавшему 'Восток-5', попытаться 'достучаться' до нее. 'Извините, я задремала', - виновато сказала Валя.
Несостоявшееся свидание
Валя и Валерий по радио пели друг другу песни о дружбе, передавали 'наилучшие пожелания трудолюбивому американскому народу' и 'горячий привет многомиллионному населению Китая'. Отстегнув ремни безопасности, оба космонавта парили в невесомости и делали гимнастические упражнения. Корабли 'Восток' прошли в трех милях друг от друга, но их траектории не совпадали, и свидание не состоялось. Поскольку ученые в США были полностью уверены, что два корабля состыкуются в космосе, они решили, что советские ученые допустили ошибку в расчетах.
Через три дня и 48 часов после старта, Валя вновь вошла в земную атмосферу, катапультировалась и спустилась на землю на парашюте неподалеку от небольшой казахстанской деревни. 'Восток-6', чью скорость движения замедлял другой парашют, приземлился рядом. Через 2 часа и 46 минут в 500 милях от Вали приземлился на колхозный луг и Быковский, который пробыл в космосе рекордное время, 119 часов, и свершил 81 виток вокруг Земли. Правда, в ажиотаже вокруг Вали о Быковском забыли. Тележурналисты описывали ее глаза, синие как васильки, крестьяне завалили ее цветами.
Растроганная таким радушным приемом, Валя расплакалась - никто, поспешила заверить Москва, с детства не видел Валиных слез. В разговоре по телефону с Никитой Хрущевым она призналась, что при посадке сильно ударилась носом, и сказала, что люди встретили ее очень сердечно, по русской традиции с хлебом и солью. Она предусмотрительно захватила с собой фотографии и раздала их встретившим ее колхозникам, большая часть досталась женщинам. 'Сегодня я отдаю предпочтение женщинам, - сказала Валя. - Пусть мужчины не обижаются'. А затем она улетела в Москву, где три дня спустя состоялся торжественный прием в ее честь. Валю ждали море цветов,- в столице их в таком количестве еще не видели - медвежьи объятия и поцелуй Хрущева, а также ее счастливый избранник, холостой космонавт Андриан Николаев.
Бумажные куклы
Несмотря на то, что этот двойной полет не привнес ничего нового в технологии освоения космоса, тот общеизвестный факт, что Валя не является летчиком и не очень хорошо разбирается в тонкостях аппаратуры, поднял в США вопрос: почему все американские космонавты обязательно должны быть опытными пилотами? Из НАСА пришел официальный ответ: отправка в космос летчиков-испытателей позволит не размещать в тесных капсулах громоздкое автоматическое оборудование. И все же некоторые официальные лица уверены, что для наблюдения и изучения неожиданных космических явлений более целесообразно использовать молодых ученых. Как сказал председатель комитета Сената по науке, технологии и космосу Клинтон Андерсон (Clinton Anderson), 'русские доказали нам, что для пилотирования этих аппаратов совсем необязательно быть летчиком с двадцатилетним стажем'.
Горячее одобрение высказали американские феминистки. Джейн Харт (Jane Hart), жена сенатора штата Мичиган Филиппа Харта (Philip Hart) и яростный борец за то, чтобы женоненавистники из НАСА, включили женщин в отряд космонавтов, заявила: 'Так и хочется пойти в конюшню и рассказать это моей лошади - то-то она поржет'. Ей вторит Клэа Бут Льюс (Clare Boothe Luce): 'Мы должны положить конец попыткам делать из наших женщин бумажные куклы!'. Антрополог Маргарет Мид (Margaret Mead) язвительно заметила: 'Русские одинаково относятся и к мужчинам, и к женщинам. Мы же подходим к мужчинам и женщинам с разной меркой'.
Правда, на прошлой неделе один русский мужчина приветствовал различие полов. 'Я, в силу возраста и консервативного склада ума, до последнего времени думал, что именно мы, мужчины являемся властителями дум и солью земли, - сказал писатель Михаил Шолохов ('Тихий Дон'). - Что же мы видим теперь? Женщину в космосе! Чтобы Вы ни говорили, это выше моего понимания. Это противоречит моим устоявшимся представлениям о мире и его возможностях'.
_______________________________________________
Смерть понятия 'русская женщина' ("Project Syndicate", США)
Теперь русские делают все сами ("Time", США)
Слава Богу, у нас есть эти неумехи-россияне! ("Chicago Tribune", США)