Любезности, которыми в процессе скандала вокруг совместного предприятия 'ТНК-BP' обмениваются ВР и ее партнеры из российских олигархов, становятся все любезнее. Если на прошлой неделе глава ВР Питер Сазерленд (Peter Sutherland) сравнил олигархов с авторами российских корпоративных захватов 90-х годов, то теперь уже они подняли планку, сравнив самого Сазерленда с шефом гитлеровской пропаганды Йозефом Геббельсом.
Но, как бы там ни было, все ныне происходящее вряд ли должно быть сюрпризом для кого-либо, и уж точно не для Тони Хейуорда (Tony Hayward) и его товарищей по высоким лондонским кабинетам. Когда ВР только формировала свое СП, она прекрасно понимала, на что идет: до 2003 года, когда была подписана сделка по 'ТНК', те же самые олигархи, которые вдруг стали ее лучшими друзьями, были ее злейшими врагами.
Главный из них - Михаил Фридман - перешел дорогу ВР еще в 1999 году, когда его "Альфа-Групп" предъявила претензии на пакет акций российской нефтяной компании 'Сиданко', частично принадлежавшей в то время ВР. Британцы пригрозили Фридману судом; в конечном итоге им пришлось звать на помощь Тони Блэра, чтобы он надавил на Владимира Путина и помог им забрать назад то, что они считали своим. В тот раз им это удалось.
Джон Браун, занимавший тогда пост генерального директора ВР, отрицал, что его компания подала в суд на олигархов из 'ТНК', хотя и признал, что разногласия были. А когда его спросили, так ли умно по прошествии лет дружиться с бывшими врагами, он ответил, что в бизнесе лучше уж дружиться с тем, кто успел показать не только свою светлую, но и темную сторону.
В общем, обе стороны понимают, во что играют. Однако что касается британской компании, то сейчас она ввязалась в игру, в которой ей не победить. На сей раз обратиться к Путину уже не получится.
Скорее всего, бой частнохозяйствующих субъектов облегчит российскому государству выполнение задачи, которую оно перед собой поставило - получить часть акций в 'ТНК'. Пока ВР находится в состоянии войны с олигархами, в бой всегда может вклиниться 'Газпром' - и получить эту нефтяную компанию, частично или полностью, за смешные деньги.
Причем ВР вряд ли может позволить себе потерять бизнес в России. Как-никак, 'ТНК' дает ей 25 процентов всего объема нефтедобычи, а все остальное в последнее время приносит одни проблемы - от плохой динамики курса акций до репутационных потерь после взрыва на техасском нефтеперерабатывающем заводе и других проблемах в США.
__________________________________________
Нефть - слишком важная вещь, чтобы доверить ее рыночным силам ("The Times", Великобритания)
"ТНК-ВР": былое российское радушие постепенно тает ("Business Week", США)
Что Кремль делает с ВР? Взбалтывает, но не перемешивает ("The Guardian", Великобритания)
Россия слишком важна для ВР, и Хейворд не имеет права проиграть ("The Independent", Великобритания)