Герой прозападной 'оранжевой революции' 2004 года президент Украины Виктор Ющенко хотел бы добиться членства своей страны в НАТО. У членов альянса нет единства по этому вопросу. И, прежде всего, конфронтации с Россией стремится избежать Германия.
SZ: В Киев с визитом должен прибыть генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер. Вы хотите его убедить в том, что Украине должна быть в альянсе. Однако российский президент Дмитрий Медведев предупреждает от подобного шага.
Ющенко: Этот вопрос мы рассматриваем исключительно с точки зрения суверенитета и территориальной целостности нашего государства. Мы сами решаем, как мы будем обеспечивать нашу безопасность. Это наше право, и это право для нас, как государства, необходимо как воздух. НАТО отвечает нашим требованиям в сфере безопасности. Только НАТО и Украина принимают решения о том, подходим ли мы друг другу.
SZ: Кремль рассматривает вступление Киева в НАТО как нарушение российско-украинского договора о дружбе.
Ющенко: С таким видением мы не согласны. Наше членство в НАТО ни коим образом не угрожало бы России. Наша конституция запрещает размещение на нашей территории армий других стран. Ничего не изменилось бы и в соотношении сил в правительстве, но мы чувствовали бы себя увереннее.
SZ: Однако государства НАТО могли бы временно использовать военную инфраструктуру Украины.
Ющенко: Конституция не разрешает даже этого. Кроме того, она запрещает размещение ядерного оружия. Я хотел бы указать на то, что пятнадцать лет назад оставшиеся у нас с советских времен ядерные боеголовки были вывезены в Россию. Украина добровольно приняла это решение, и я думаю, что мы тем самым внесли беспрецедентный колоссальный вклад в повышение глобальный безопасности. Этот вклад мир должен оценить по достоинству. Более того: мы приняли на себя обязательство никогда больше не допускать размещения ядерного оружия на нашей территории.
SZ: Москве этого недостаточно.
Ющенко: Поэтому мы готовы дать России любые возможные гарантии того, что территория Украины не будет использована для действий или мероприятий, направленных против России.
SZ: Сейчас большая часть населения вашей страны не желает вступать в НАТО.
Ющенко: Здесь я бы хотел напомнить об опросах общественного мнения среди населения ГДР незадолго до объединения, когда эта часть Германии также должна была стать частью территории НАТО. Или в Польше, Чехии, в Словакии или в Болгарии за несколько лет до вступления в НАТО. Везде в этих странах большинство населения сначала было 'против', но позже давало свое согласие на вступление в НАТО.
SZ: Но можно ли сравнивать с этими странами Украину с ее Западом и Востоком, где велико российское влияние?
Ющенко: Я думаю, что нас ждет похожее развитие событий. Цифры говорят сами за себя: три года назад, когда впервые широко обсуждался вопрос о вступлении в НАТО, опрос общественного мнения показал, что только 17% украинцев была 'за', а в два раза больше украинцев - 'против'. Но с того времени как СМИ стали давать все больше информации, мы отмечаем отступление от тенденции. Уже 36% согласны на вступление в НАТО, и только 27% - 'против'. Я хотел бы подчеркнуть: у нас в обществе проходят настоящие демократические дискуссии на эту тему.
SZ: Будут ли граждане иметь возможность путем прямого волеизъявления одобрить вступления в НАТО?
Ющенко: Решение же еще предстоит принять. Вначале мы добьемся начала работы согласованной с НАТО программы подготовки. При этом ясно, если нам нужно будет подавать заявку на членство, то население демократическим путем должно будет высказаться по этому вопросу. Значит, будет референдум. Впрочем, еще два года назад во время своего визита в Москву я уже дал такое обещание.
SZ: НАТО требует от кандидатов на вступление стабильных политических отношений, о которые с учетом нынешнего правительственного кризиса в Киеве не может быть и речи.
Ющенко: Важно, прежде всего, то, как мы в течение прошедших лет решали все возникающие проблемы: мы это делали демократическим путем. У нас не стреляли, не ездили танки. У нас формируется культура политического диалога.
SZ: Что может привнести Украина в НАТО?
Ющенко: Прежде всего, я уверен, что все заинтересованы в консолидации европейских государств. Это - предпосылка для политического укрепления Европы. И, следовательно, это было бы не только абсолютно нелогично, но и просто неверно, оставлять страну с населением в 47 миллионов жителей за дверью европейских институтов. Я вижу, что в некоторых странах ЕС растет понимание того, что в наших общих интересах подключать Украину.
SZ: Но тогда Россия должна почувствовать себя изолированной.
Ющенко: Россия не разделяет этой политики, она не стремится ни в НАТО, ни в ЕС. Но мы не проводим антироссийскую политику. Мы хотим укрепить Европу. Безопасность всех повыситься, если мы будем интегрированы в коллективную систему безопасности, которая не направлена ни против кого. Также и в энергетической политике, особенно для безопасности снабжения, Украина могла бы внести большой вклад.
SZ: Опять наблюдается натянутость в отношениях с Россией по вопросу Черноморского флота. Киев подает сигнал, что с Россией не будет продлен истекающий в 2017 году договор об аренде военной базы в Севастополе.
Ющенко: К сожалению, Россия постоянно игнорирует важные положения этого договора. Это касается использования земельных участков, радиочастот, отсутствует прозрачность. Впрочем, наша конституция ясно дает понять: она запрещает размещение иностранных войск на нашей территории. Это действует не только в отношении НАТО, но и также в отношении России.
SZ: В настоящий момент европейцев занимает в первую очередь футбол. Следующий Чемпионат Европы в 2012 году должны совместно организовывать Украина и Польша. Однако всюду можно встретить скептические сообщения о состоянии дел по подготовке к мероприятию.
Ющенко: Нет, никаких больших проблем нет. В целом мы придерживаемся установленного временного плана. Все проекты приняты, и работа по ним начата. Уже в этом году на Украине будет построено два стадиона. Два других - в следующем году, и в Киеве мы завершим строительство в 2010 году. Инфраструктура будет поднята на необходимый уровень. Все политики, а также население Украины хотят через четыре годы принять гостей со всей Европы. Европа может быть уверена, что нам это удастся.
___________________________________________
Виктор Ющенко: 'Территория Украины не будет использована против России' ("La Croix", Франция)
Украина - злейшая зараза для русских ("Обком", Украина)