Один из главных уроков истории, который следует усвоить каждому, кто занимается бизнесом, звучит так: ничто не вечно под луной. Мир и его элементы постоянно меняются, и экономическая 'турнирная таблица' за любой текущий год успевает устареть ко времени ее публикации.
В Америке закончился длительный период роста; его сменили экономические потрясения и рецессия. Как долго они продлятся? На мой взгляд, уже через год самое худшее будет позади - если, конечно, в стране не начнутся лихорадочные 'реформы', связанные с ограничительным регулированием банковского сектора и делового сообщества в целом. Несоразмерная реакция на экономические спады и прочие неблагоприятные факторы всегда чревата негативными последствиями. Скандал вокруг Enron, к примеру, способствовал укоренению в Министерстве юстиции США 'антикопоративного' и 'антикапиталистического' настроя, который не принес ничего, кроме вреда. Мы должны позаботиться о том, чтобы недавние ошибки банкиров не породили 'антибанковской' атмосферы, а эксцессы на рынке недвижимости не убедили общественность, что вкладывать деньги в недвижимое имущество - глупо. Пока Америка поддерживает свои созидательные традиции свободы, особенно в сфере бизнеса, в среднесрочной и долгосрочной перспективе ей нечего опасаться. В этом случае можно с уверенностью сказать, - насколько такие вещи вообще можно прогнозировать - что и к середине, и к концу нынешнего столетия она останется самой сильной и богатой страной мира. Американский 'механизм' работает нормально - и нет никакой необходимости пытаться его 'починить'!
Друзья, враги и конкуренты?
Еще десять лет назад Россия казалась беспомощной 'неудачницей'. Сегодня она оседлала нефтяную волну, обрела заносчивость, вспомнила о своих имперских амбициях на Кавказе и в Центральной Азии. Однако в этой связи мне припоминается знаменитый афоризм, появившийся в середине 19 века (его обычно приписывают австрийскому министру Меттерниху): 'Если Россия выглядит сильной, на деле она всегда слабее; если Россия выглядит слабой, на деле она всегда сильнее'. Нефтяные цены берут все новые вершины, но их падение обычно происходит внезапно, без предостерегающих 'сигналов тревоги'. И вряд ли можно назвать мудрой политику руководства страны, если она основана на нынешней дороговизне лишь одного из видов сырья - пусть важного, но непредсказуемого в ценовом плане.
Впрочем, в долгосрочной перспективе куда важнее другой фактор - количественное и качественное ухудшение демографической ситуации в России. Крайне низкий уровень рождаемости, количество абортов (одно из самых больших в мире), тревожные показатели в сфере здоровья населения, и невысокая средняя продолжительность жизни у мужчин из-за проблем, связанных с алкоголем - все это говорит о серьезном 'недуге' общества в целом, который, если не принять срочных мер, приведет к катастрофическим последствиям. Как будет выглядеть Россия к середине столетия? Страшно даже подумать.
На востоке горизонт заслоняет Китай, наводняющий мир дешевыми товарами, демонстрирующий впечатляющие успехи в сфере производства, инвестиций и модернизации, выступающий уверенной поступью на мировой арене. Он планирует превратить летнюю Олимпиаду в Пекине в грандиозное шоу, которое по всей вероятности создаст ощущение мощи и эффективности этого государства.
Но Матушка Природа напомнила нам о том, что в Китае по-прежнему далеко не все благополучно. Недавнее землетрясение привлекло внимание к 'показушной' стороне китайской модернизации - современные сооружения, особенно дома и школы для бедняков, зачастую строятся из низкокачественного бетона, сотрудники МЧС куда лучше умеют позировать для пропагандистских снимков в мундирах с иголочки, чем оказывать эффективную помощь пострадавшим.
Землетрясения также поставило под вопрос целесообразность строительства ГЭС с огромными плотинами для снабжения электричеством бурно развивающейся промышленности, когда речь идет о стране, где подобные стихийные бедствия происходят сплошь и рядом. Строительство впечатляющих сооружений без учета последствий - характерная черта коммунистических режимов. Когда СССР рухнул, весь мир убедился насколько вредными для экологии и неэффективными экономически оказались огромные плотины, сооружавшиеся в советское время в Центральной Азии. Теперь Китай, похоже, упорно движется тем же ошибочным путем.
По этим причинам я весьма скептически воспринимаю как нынешнюю мощь России, так и безостановочный рост в Китае.
А что же Европа? Американцы, побывавшие в Старом свете, часто сравнивают сильный евро со слабым долларом, делая из этого критические выводы об экономической политике Вашингтона. Но назвать европейские страны 'абсолютно здоровыми' было бы, мягко говоря, преувеличением.
-- Британия переживает экономические потрясения, аналогичные тем, что постигли США, однако для преодоления кризиса ей, скорее всего, понадобится куда больше времени. Ее политические партии одолевают 'разброд и шатания'.
-- Во Франции мы видим забастовки, высокую безработицу и резкое недовольство общества высоким уровнем цен и отсутствием перспектив для молодежи. Большое количество французов в возрасте 18-25 лет, перебравшихся в Лондон и его окрестности - живое свидетельство разочарования и отчаянья.
-- Что касается Италии, то она, похоже, совсем уж отчаянно нуждается в честном и эффективном правительстве.
-- Испания после десяти лет динамичного экономического роста, после прихода к власти слабого социалистического кабинета снова 'покатилась назад'.
-- В Германии экономическая ситуация лучше - именно благодаря этому евро и удается сохранять сильные позиции. Но и эту страну одолевает высокая безработица, недовольство и тяжелое моральное состояние общества.
Великих политических лидеров на европейском горизонте тоже не видно. Ангела Меркель абсолютно не оправдала возлагавшихся на нее надежд. О Гордоне Брауне всего через год после вступления в должность уже говорят, что он полностью провалился в качестве премьер-министра. Николя Саркози проявил себя легковесным политиком. А тот факт, что в апреле Сильвио Берлускони был вновь избран премьером Италии, напоминает мне характеристику, которую Сэмюэл Джонсон (Samuel Johnson) дал второму браку: 'торжество надежды над опытом'.
Впрочем, мир продолжает меняться. Одни страны переживают взлет, другие - падение; ничто не стоит на месте. Сегодня, однако, у американцев нет реальных оснований опасаться за свое будущее - им стоит чаще вспоминать о своих преимуществах.
Пол Джонсон - видный британский историк и писатель
______________________________________
Для Америки еще не все кончено ("Los Angeles Times", США)
Будущее американского великодержавия ("Foreign Affairs", США)
Парадокс американского влияния ("The Washington Post", США)
Мир хочет, чтобы Америка 'вернулась' ("The Washington Post", США)