На листовке времен Великой Отечественной - женщина с мечом в руке, восходящее солнце и надпись, сделанная готическим шрифтом: 'Германия, проснись! Гитлер, сгинь!' Подобных листовок, с помощью которых советское командование вело пропаганду среди немецких солдат, сохранилось немало. Но сегодня, накануне 22 июня, я хочу рассказать о листовках, которые печатались по другую сторону фронта. Передо мной листовки, которые распространялись на оккупированной территории Украины или разбрасывались над позициями Красной армии. Адресованы они были украиноязычному читателю.
Поджигатель войны известен
На одной из них красноармеец, похожий на монгола из орды хана Батыя, ведет связанных людей. Первый из них - украинец, за ним, с трудом переставляя ноги, идет представитель кавказских народов, потом русский крестьянин (его тоже не забыли) и мусульманин в чалме. Называется все это 'Така була советська свобода'. Но ей пришел конец, потому что наступила украинская национальная революция, которой руководит ОУН и ее вождь Степан Бандера - сообщает листовка.
Еще одна листовка 'Така була советська свобода'. Об ОУН в ней ни слова, хотя невооруженным глазом видно, что создавал их один и тот же автор (или авторы). Главный вывод, который он сделал: 'Жиди - це найгiрший ворог украiнського народу'. Рисунок в том же духе - крестьянин и рабочий в ярме, на котором замок, украшенный звездой Давида. А сзади конвоир. Какой он национальности, догадаться нетрудно.
Еще одно 'произведение', посвященное той же теме. В нем очередное напоминание все того же безымянного автора о том, кто является худшим врагом украинского народа и наглядное тому подтверждение - человек в пенсне, почему-то похожий на Льва Троцкого, сладострастно давит рабочего ручным прессом, на котором написано 'Стахановщина'. Что же делать несчастному? Подниматься на борьбу 'з жидо-большевизмом' - советует ему следующая листовка. В ней, кстати, встречаются те же фразочки, что и в предыдущих, например, вопрос: 'Украiнцi, хто панував над вами?' А руководит этой борьбой Адольф Гитлер, сын рабочего. В действительности отец Гитлера сначала был сапожником, а потом стал мелким таможенным чиновником. Но в листовке об этом, разумеется, ни слова.
Появилась эта печатная продукция в начале войны, поэтому те, кто ее создавал, особо не стеснялись. На других листовках, относящихся к тому же времени, фотографии повешенных и требование смерти 'жидо-большевицьким злочинцям'. Еще бы! Именно они, по логике авторов этих лозунгов, разжигают войну. Достаточно посмотреть на еще одну листовку, чтобы убедиться в этом. На ней очередной 'преступник' запихивает в мясорубку английских, австралийских, новозеландских и индийских солдат, и превращаются они в доллары, которых у этого довольного собой негодяя, судя по всему, немало.
Однако все вышло не так, как предполагалось летом 1941 г. Поэтому политотдел УПА (напомню, что ее 'днем рождения' считается 14 октября 1942 г.) выпускает листовку 'Не для гада ця принада', где обещает повстанческую пулю и большевикам, и гитлеровцам, которые позарились на украинский хлеб, коровок, курочек да еще и на свинок.
Те, кто свое сотрудничество с оккупантами скрывать не пытался, тоже печатали свои листовки. На одной из них - группа эсесовцев на отдыхе. Это украинский 'вояк' среди братьев по оружию, добровольцев со всей Европы. Нетрудно догадаться, что такая листовка относится ко времени вербовки в дивизию СС 'Галичина'.
А вот листовка 'Украiнського визвольного вiйська' (УВВ), которая называется 'Козаче! Розкуй мене!' На ней девушка, символизирующая Украину, прикована к столбу с надписью 'СССР' и просит освободить ее. Тут же призыв красноармейцам переходить в ряды УВВ. Благославляет читателей на это 'Тiнь великого пророка Тараса Шевченка: 'мордуйте скажених!' (последние два слова позаимствованы из поэмы Тараса Григорьевича 'Гайдамаки'). Однако это 'войско' так никогда и не было создано, оставшись на бумаге.
Зато советские партизаны отнюдь не были фикцией, и борьбе с ними посвящены еще несколько листовок. На языке их составителей партизаны именовались 'червоними бандитами'. Символизировали их человеческие черепа в буденовках или фуражках с красной звездой. Матерей предупреждали, что в лесах поселилась смерть, что партизаны кровожадны и тянут свои руки (наверняка, костлявые) к их детям. Листовка 'Гриша у партизан' - из той же серии.
А вот еще одна листовка, на этот раз власовская. На ней два карикатурных персонажа с фамилиями Абрамович (хотя, может быть, это не фамилия, а отчество) и Хайкин обсуждают, как они уютно устроились в тыловых штабах и заградотрядах. Подальше от линии фронта.
От аттестата до похоронки
Эти листовки передали в редакцию родственники Аврама Зингермана, обычного киевлянина, погибшего на войне. Вместе с листовками они принесли еще несколько документов, о которых я тоже хочу рассказать.
Весной 1939 г. Аврам Зингерман закончил школу. В аттестате зрелости только отличные отметки и приписка: согласно постановлению Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б) обладатель этого документа имеет право поступления в высшую школу без экзаменов. Этим правом Аврам воспользовался и стал студентом Киевского индустриального института (так тогда назывался знаменитый Киевский политехнический). Об этом радостном событии ему сообщила почтовая карточка, в которой также сообщалось, что занятия начнутся 1 сентября 1939 г. в 9 часов утра.
В этот же день Германия напала на Польшу. Началась Вторая мировая война. На студенческой скамье Аврам Зингерман провел чуть больше месяца - в связи с началом войны студентам отменили отсрочки и все, кто имел среднее образование, были призваны в РККА. Следующие документы сообщают о том, что студент Зингерман А. Л. выбыл из института в связи с 'переходом в ряды РККА', и о том, что его паспорт сдан в районный военный комиссариат.
Перед отъездом в армию вчерашний студент сфотографировался на память. Фотокарточку он подарил тете и сестрам. На следующем снимке - молодой человек в гимнастерке и буденовке. Если быть точным, то этот головной убор назывался зимним шлемом и летом 1940 г. нарком обороны его ношение отменил. Поэтому на более поздней фотографии на Авраме уже хорошо знакомая нам пилотка. А вот следующая карточка, уже фронтовая: на ней молодой лейтенант с немного грустным взглядом. Видно, что этот снимок сделан в боевой обстановке - никакой ретуши, никаких украшений на нем нет.
Кроме фотографий, от Аврама Зингермана остались два письма, отправленные родственникам, находившимся в эвакуации в Куйбышевской (теперь Самарской) области. Одно - 'Письмо с фронта' со знаменитым стихотворением Константина Симонова 'Жди меня', другое - легендарный голубой треугольник. Автор писем скуп на слова. О себе Аврам пишет совсем мало, больше интересуется делами родных. Оба письма датированы концом 1943 г. Следующий документ - похоронка. В ней командование части сообщает, что лейтенант отдельного лыжного батальона 85-й стрелковой дивизии, проявив геройство и мужество, был убит 21 января 1944 г. и похоронен у деревни Кандакопшино Ленинградской области.
_____________________
Коммунизму позор! ("Украинская правда")
Вожаки казацкой вольницы ("Вiйсько Украiни")