Всем хорошо известно, что акции на развивающихся рынках стоят дешевле, чем на развитых, и что два из трех самых крупных кредиторов страны-дебитора США - это Китай и Россия, представляющие собой . . . развивающиеся рынки. За последние 10 лет индекс S & P 500 вырос на 23%, CAC 40 - на 19%, а российский рынок взлетел на 1525%. Рынки Бразилии, Индии и Китая возросли соответственно на 650%, 405% и 156%. Поэтому не составляет труда понять, почему инвесторы начинают интересоваться развивающимися рынками, зато не может не вызывать изумления тот факт, что на долю этих рынков приходится менее 5% от всех мировых инвестиций. Это - вопрос рисков, того, что нам неизвестно и того, что нам необходимо знать . . .
Избитое выражение 'бесплатных пирожных не бывает' справедливо, но все зависит от того, что понимать под словом 'бесплатный'. Если Вы хотите получить возврат на инвестиции, превышающий процентные ставки на вашем сберегательном счете, Вам придется добровольно пойти на дополнительные риски и работать в поте лица, чтобы отыскать хорошую возможность для вложения денег. Если Вы можете получить дополнительную прибыль, не рискуя, Вам все же придется потрудиться, чтобы сначала найти эту возможность, соответственно, если Ваше время чего-то да стоит, вряд можно назвать эту прибыль бесплатной.
В мире финансов риск определяется ценовой нестабильностью, измеряемой стандартными отклонениями и коэффициентом 'бета', или, если говорить проще, нестабильностью стоимости акции по отношению к нестабильности рынка в целом. Однако поскольку эти меры основываются исключительно на истории колебания цен, они дают лишь расплывчатую картину возможного развития событий в будущем и не всегда позволяют точно прогнозировать риски.
Существует немного способов измерения будущих рисков, но если Вы изучите рынки производных продуктов, подлежащих покрытию (снижению рисков) или спекуляции (сохранение рисков), Вы сможете составить представление о том, как рынок (сумма всех индивидуальных участников рынков) оценивает будущие риски. Один из наиболее распространенных индикаторов рисков американского рынка - индекс VIX, для расчета которого используются цены опционов на индекс S&P500, обращающихся на CBOE (Чигаская биржа опционов, Chicago Board of Options Exchange). Если посмотреть, как изменялся индекс VIX на протяжении последних двадцати лет, можно четко определить пики до 43 пунктов во время кризиса, вызванного крахом хеджевого фонда Long Term Capital Management (LTCM), до 41 пункта во время 'мыльного интернет-пузыря', и недавно наблюдался рост до 31 пункта, который объясняется ипотечным кризисом. Транзакции с производными финансовыми продуктами на развивающихся рынках не настолько продвинутые или зрелые, как на CBOE, но, исходя из собственного опыта, могу сказать, что имплицитная волатильность российских опционов начинает приближаться к реальной волатильности. Иначе говоря, прогнозируемые риски приближаются к рискам реальным.
Но достаточно о рисках и опасностях. Как же обстоят дела с возможностями, будущими доходами и преимуществами? Действительно Россия сейчас находится в наилучшей ситуации за последние тридцать лет. Страна может похвастаться профицитом бюджета, положительным сальдо торгового баланса, огромными природными ресурсами, крепнущим средним классом, ростом золотовалютных резервов, стабилизационным фондом, 'подушкой безопасности' на случай менее благоприятных времен, в размере более 150 миллиардов долларов США. Иностранные инвесторы не могли мечтать ни о чем лучшем, чем недавние политические перестановки в стране, когда бывший президент Путин стал премьер-министром, а Медведев сменил кресло председателя Совета директоров 'Газпрома' на президентский пост. Теперь у российского народа есть премьер-министр, пользующийся его уважением и поддержкой, обладающий беспрецедентным политическим влиянием, и президент, к которому более благоволит Запад. Двуглавый орел российского флага является ярким символом нынешней ситуации: Путин, занимающийся внутренними проблемами и возглавляющий российское правительство, и Медведев, работающий над имиджем России в глазах международного сообщества.
По моему мнению, нынешняя конфигурация российской власти делает геополитические риски минимальными, и, даже если яростный спор вокруг расширения НАТО до границ России будет продолжаться, реальность такова, что отношения с НАТО и другими международными организациями, например, ВТО, будут неуклонно улучшаться. Экономические риски также очевидно уменьшились, теперь можно с большой долей уверенности рассчитывать, что на протяжении грядущих лет ежегодный рост составит 6%, к тому же Россия не пала жертвой ипотечного кризиса.
Риски - это материализация неизвестных и непредвиденных факторов. Уинстон Черчилль как-то назвал Россию 'тайной, покрытой мраком, за семью печатями'. Определить риски в России - задача не из легких. Россия, как и многие развивающиеся рынки, переживает 'перманентный переходный период'. Нужны годы исследовательской и аналитической работы, чтобы начать понимать политические и финансовые аспекты инвестиций в Россию, а когда Вам покажется, что Вы разобрались, все снова изменится.
Всем инвесторам нужно в обязательном порядке инвестировать в Россию, а также в другие развивающиеся рынки. Конечно, это не относится к инвесторам-новичкам, или тем, кто ищет краткосрочной прибыли. Если у Вас нет времени, чтобы анализировать предлагаемые рынком возможности, желательно вкладывать деньги через фонды, которые управляются профессионалами на долгосрочной основе. Свой выбор следует остановить на фондах, пользующихся хорошей репутацией, которые обеспечат Вам хорошую прибыль при взвешенной оценке рисков.
Тим Маккарти - портфельный менеджер и глава департамента по управлению активами в России и Восточной Европе компании Valartis Asset Management
___________________
Русская рулетка? Нет, все не так рискованно ("The Independent", Великобритания)
Финансовый кризис: европейскую экономику спасет Россия? ("Le Figaro", Франция)
Инвестиции в России: за и против ("Kansas City Star", США)