По словам представителя Москвы при Евросоюзе, неразбериха вокруг ратификации Лиссабонского соглашения может осложнить переговоры о новом договоре между Европейским Союзом и Россией.
'Я искренне желаю нашим европейским партнерам найти выход из очередного тупика, - сообщил Владимир Чижов The Financial Times. - Как бы то ни было, мы не собираемся злорадствовать. Разумеется, происходящее не свидетельствует о силе ЕС, но мы будем внимательно следить за развитием ситуации'.
Г-н Чижов дал интервью в преддверии саммита руководства России и ЕС, который должен пройти в четверг и пятницу в западносибирском нефтедобывающем центре Ханты-Мансийске.
Это будет первый саммит, который Дмитрий Медведев посетит в качестве российского президента, что вызывает в Брюсселе осторожные надежды на новое улучшение отношений с Россией после восьми лет правления Владимира Путина.
Как заявил один из высокопоставленных европейских чиновников, если на саммите возникнет хорошая атмосфера, возможно, получится выстроить отношения с Россией на том же основании, что и связи ЕС с Китаем, создав механизм высокоуровневых консультаций по проблемам торговли и инвестиций и другим экономическим вопросам.
Напряжение спало в прошлом месяце, когда 27 стран-членов Евросоюза пришли к согласию относительно мандата для начала переговоров по соглашению о долгосрочном партнерстве с Москвой, которое должно заменить договор 1997 года.
Однако теперь Брюсселю предстоит справиться с потрясением от провала Лиссабонского соглашения на референдуме в Ирландии 12 июня. Соглашение, которое, скорее всего, не вступит, как это планировалось, в силу в следующем январе, должно было создать новые внешнеполитические институты Евросоюза и усилить его позиции при взаимодействии с крупнейшими державами мира. Эта сторона происшедшего вряд ли ускользнет от внимания российской стороны на предстоящем саммите.
'Мы готовы иметь дело с ЕС в любом случае. С Лиссабонскими соглашениями или без них Евросоюз все равно остается Евросоюзом, - считает г-н Чижов. - Конечно, если бы Лиссабонские соглашения вступили в силу, и появилась бы более ясная картина того, как он устроен, нам было бы проще обсуждать договор... Я надеюсь, что это не задержит процесс переговоров'.
Он заметил, что обсуждаться новое соглашение будет в Брюсселе 4 июля, 'пока американцы спят или празднуют' День независимости США.
Г-н Чижов предостерег от чрезмерных ожиданий в связи с присутствием на саммите г-на Медведева. 'Я не думаю, что имеет смысл ожидать серьезного изменения политики с российской стороны. Но я бы сказал, что, возможно, улучшится личный контакт', - полагает он.
Позиции России и ЕС не слишком расходятся по таким вопросам, как Ближний Восток и Иран, однако в этом году между ними возникли серьезные разногласия по поводу независимости Косово. Кроме того, сохраняются трения, связанные с бывшими советскими республиками, такими как Грузия и Украина.
Г-н Чижов приветствовал состоявшийся в этом месяце визит главы внешнеполитического ведомства Евросоюза Хавьера Соланы (Javier Solana) в Грузию и поддерживаемую Россией сепаратистскую провинцию Абхазию.
'Дело не в том, что Россия нуждается в посредниках между ней и грузинами, совсем нет, - заявил он. - Абхазы боятся, что Грузия попытается решить проблему военным путем. Чем больше ЕС и прочие будут стараться отговорить Тбилиси от подобного образа действий, тем лучше'.
______________________________________________
Российская болезнь Европы ("Wprost", Польша)
Россия-Европа: необходима общая энергетическая политика ("Les Echos", Франция)
Непрочное партнерство ("The Economist", Великобритания)