После завершения 'холодной войны' роль НАТО существенно изменилась. Это объяснимо - кардинальные изменения претерпели как геополитическая карта Европы, так и архитектура европейской безопасности.
Перемены были быстрыми и заставили задуматься о том, для чего нужна НАТО, в каких масштабах организация расширится в будущем, и какое влияние процесс ее расширения окажет на международную политику.
НАТО по-прежнему является оборонительным альянсом, но при этом также значимым игроком кризисного регулирования. Влияние НАТО распространяется за пределы географических границ государств-членов альянса и присутствует всюду, где представлены их интересы. Серьезными угрозами НАТО считает слабые государства, терроризм, а также оружие массового уничтожения.
В будущем вызовы, с которыми сталкивается альянс, будут носить еще более сложный, нежели ранее, характер. Глобальное изменение климата и связанные с ним вызовы в сфере политики безопасности, охватывающие пространство от арктических территорий до Африки, сейчас пока кажутся далекими, однако уже завтра могут стать реальностью.
В ходе конференции, проведенной 3 июня с,г. аналитическим центром 'Повестка дня безопасности и обороны' ("Security and Defence Agenda") no тематике: 'НАТО в следующем десятилетии', генеральный секретарь НАТО Яаап де Хооп Схеффер подчеркнул обеспечение энергетической безопасности в качестве одного из основных вызовов, с которыми в перспективе столкнется альянс.
Окончание 'холодной войны' сделало возможным расширение НАТО на восток. Россия, как известно, возражает против расширения альянса на восток. Россия не признает стремления Грузии к сближению с НАТО и поддерживает сепаратистов в Абхазии. Россия также возражает против вступления Украины в НАТО.
В ходе визита в Германию 5 июня с.г. президент Дмитрий Медведев отметил, что дальнейшее расширение НАТО на восток может нанести значительный ущерб отношениям альянса с Россией. Помимо этого, недовольство России вызывают планы США и НАТО по строительству системы противоракетной обороны, элементы которой предполагается разместить в Чехии и Польше. В настоящий момент складывается впечатление, что расширение НАТО будет неизбежно сопряжено с конфронтацией.
Европейские решения в области безопасности переживают процесс трансформации. Архитектуру безопасности в Европе изменяет, наряду с НАТО, также Евросоюз, интегрирующийся в сфере безопасности и обороны. Подобно Североатлантическому альянсу, Евросоюз также проявляет активность за пределами своих границ.
Новые структуры безопасности создаются и в других регионах мира. Шанхайская организация сотрудничества является органом сотрудничества России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, нацеленным как на содействие экономическому развитию и торговле, так и поддержание безопасности и стабильности на территории своих государств-членов.
В свете тенденций последнего времени развитие сотрудничества в сфере безопасности с опорой на Китай представляется вполне закономерным. Уже сейчас годовые темпы роста китайской экономики составляют около 9 процентов.' В дальнейшем можно ожидать еще большего смещения центра геополитической активности на восток как в экономическом плане, так и с точки зрения безопасности.
В какие коалиции Финляндии стоит вступать в подобной ситуации? Или же наиболее мудрое решение - это все-таки сохранение курса военного неприсоединения и стремление к максимально сбалансированным отношениям со всеми участниками международной политики?
Финляндия активно сотрудничает с НАТО в рамках Партнерства ради мира. Последним свидетельством этого стало подключение Финляндии к Силам быстрого реагирования НАТО. Помимо этого, Финляндия несет обязательства по кризисному регулированию и восстановлению в Афганистане.
Важно, что Финляндия как член международного сообщества и партнер НАТО стремится укрепить безопасность в Афганистане и других слабых государствах.
Есть и другие причины, по которым сотрудничество с НАТО в вопросах безопасности представляется целесообразным. Участие в международных операциях и взаимодействие с партнерами укрепляют обороноспособность самой Финляндии.
Сотрудничество с международными игроками имеет важное значение, однако европейские решения в области безопасности, равно как и вступление в военно-политические альянсы, должны рассматриваться в более широком международно-политическом контексте. Прежде, чем будет принято решение в отношении членства Финляндии в НАТО, необходимо, например, прояснить, что имеет в виду НАТО, собираясь взять на себя роль гаранта энергетической безопасности.
Следует также отметить, что в мире происходит формирование целого ряда коалиций, и в будущем даже в масштабах Европы НАТО не сможет удерживать за собой статус единственной в своем роде организации. Внутри Евросоюза наблюдается стремление к углублению интеграции в вопросах политики безопасности и обороны. В этой связи Финляндия располагает значительно более широкими возможностями влияния, нежели в том, что касается вектора развития и приоритетов деятельности НАТО.
Многополярный миропорядок, основанный на совместно согласованных правилах, служит гарантией мира и стабильности. Следует окончательно отказаться от политики силы. С помощью оборонительных союзов и конфронтации невозможно разрешить ни один из общих вопросов глобального масштаба, к числу которых относятся, в частности, изменение климата и обеспечение доступа к энергоресурсам.
США в будущем, по всей вероятности, также перейдут на позиции многополярности. Для страны, по сути дела, и не существует другой альтернативы.
Евросоюз должен ориентироваться не только на запад, но и на восток. Евросоюзу следует развивать стратегическое партнерство с Китаем, Индией и Россией. Необходимо также стимулировать приверженность этих государств международным институтам и общим правилам.
Финляндии случалось и ранее делать неверный выбор как в отношении времени вступления в коалиции, так и того, чьим союзником она становилась. В НАТО не следует вступать поспешно и опрометчиво. Предсказать будущее трудно, однако 'козырной картой' для Финляндии, по всей видимости, будет и в дальнейшем оставаться политика военного неприсоединения.
Аннели Яяттеенмяки - член Европейского парламента (Партия Финляндский центр)