Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Возвращение Ивана Грозного

Почему мы любим тиранов?

Возвращение Ивана Грозного picture
Возвращение Ивана Грозного picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
По-весеннему свежая погода этого июня идеально подходит для посещения Суздаля, небольшого города, расположенного приблизительно в 200 километрах к северо-востоку от Москвы: белые облака на ярком синем небе, зеленые луга, усеянные желтыми головками лютиков, яркие краски природы - зеленый, голубой, золотой, - перекликающиеся с цветами, в которые выкрашены купола и маковки бессчетных церквей и монастырей, построенных в период с XII по XVIII вв

Павел Лунгин, автор 'Такси-блюз' и 'Острова', снимает масштабную картину, посвященную ключевой фигуре в истории России.

По-весеннему свежая погода этого июня идеально подходит для посещения Суздаля, небольшого города, расположенного приблизительно в 200 километрах к северо-востоку от Москвы: белые облака на ярком синем небе, зеленые луга, усеянные желтыми головками лютиков, яркие краски природы - зеленый, голубой, золотой, - перекликающиеся с цветами, в которые выкрашены купола и маковки бессчетных церквей и монастырей, построенных в период с XII по XVIII вв.

В этом городе-музее религиозных зданий не меньше, чем жителей, белокаменные стены соседствуют с деревянными домами, которые сейчас активно реставрируются. Суздаль, вместе с Владимиром, Ростовом, Боголюбовым - одна из драгоценностей расположенного вокруг Москвы 'Золотого кольца', региона, чьи земли не менее плодовиты, чем его история или искусство.

Единственная главная улица ведет от кремля (бывший епископский дворец, превращенный в музей) к Спасо-Ефимиеву монастырю, ставшему декорацией к фильму. Улица носит имя Ленина, единственное напоминание о СССР: здесь Вы оказываетесь в самом сердце Святой Руси. Именно она предстанет перед зрителями в новой картине Павла Лунгина об Иване Грозном. После фильма 'Остров', погружения в мир православия - имевшего большой успех в России и хорошо встреченного во Франции,- режиссер взялся за историческое полотно, обратившись к эпохе Ивана IV (1530-1584), мистического тирана, отличавшегося невиданной жестокостью, который спустя четыре века продолжает вызывать живой интерес у россиян. Его играет Петр Мамонов, вдохновенный монах из 'Острова'.

Внутри монастыря снимаются сцены, действие которых происходит во дворе нового дворца царя, на его монументальной лестнице. Леса еще не убраны, молодые статистки в бежевых рубахах подметают ступени крыльца и двор, испуганно вскрикивая, когда на них грубо покрикивают всадники в черном с притороченными к седлам собачьими головами и плетьми в руках: зловещие опричники, специальная 'гвардия', созданная Иваном Грозным, чтобы выполнять грязную работу и укрощать непокорных, в частности бояр, которых царь непрестанно подозревал в том, что они плетут против него заговоры.

Религиозный экстаз

Перед нашими глазами разворачивается странная сцена. Эти молодые женщины - не крестьянки, как можно было бы предположить, которым велено прибрать дворец, но девственницы из московских знатных родов, которых велел привести ко двору охваченный покаянным рвением царь, дабы очистить свой дом от скверны: Иван, бесстрастно восседающий на троне, покрытом медвежьими шкурами, читает отрывок из Апокалипсиса, возвещающего о гибели старой земли и старых небес и появления нового Иерусалима. Религиозный экстаз, который не разделяет незаметно появившийся митрополит Филипп.

Павел Лунгин что-то обсуждает с оператором, американцем Томом Штерном (Tom Stern), много работавшим с Клинтом Иствудом, а тем временем ассистенты устанавливают камеру рядом с царским троном, чтобы снять крупным планом главных действующих лиц. Поскольку вся фабула фильма, сценарий которого Лунгин написал вместе с молодым писателем Алексеем Ивановым, основана на взаимоотношениях царя и митрополита, близких друзей, которые станут врагами, когда Филипп восстанет против злоупотреблений властью и навязчивой идеи Ивана, что он - карающая рука божественного правосудия.

'Несколько похожий конфликт политических и религиозных убеждений можно найти в 'Томасе Бекете' Ануйя', - говорит известный актер Олег Янковский, чьи ясные глаза и красивое безмятежное лицо являют разительный контраст с конвульсивной одержимостью Мамонова. Филипп, основатель монастыря, человек большой эрудиции, архитектор, по мнению Лунгина, был человеком эпохи Возрождения, святым, который приносит себя в жертву из верности образу Христа, которого он видел и в обезображенном жестокостью Иване. 'Мы здесь приносим жертву бескровную Богу, а за алтарем льется невинная кровь христианская!', - скажет царю в храме Филипп, перед тем как его лишат сана и бросят в темницу.

'У них противоположные взгляды на все: религию, власть, человека. Это воистину шекспировская история о двух выдающихся исторических персонажах', - говорит Павел Лунгин. Осталось снять еще одну сцену на берегу реки, куда девушки отправятся купаться, а некоторые из них покончат с собой, и пять месяцев непростых и изнурительных съемок останутся позади.

Типично русский фильм с бюджетом 14 миллионов долларов

Большая массовка, роскошные декорации, изысканные костюмы, зрелищные сцены, как например та, где Иван - новый Нерон - бросает людей на растерзание медведям на глазах у толпы, приглашенной посмотреть на эту кровавую забаву. 'Иван Грозный' - не только фильм российского производства с бюджетом 14 миллионов долларов, но и абсолютно русская картина. В съемочной группе помимо Тома Штерна есть только один иностранец - француз Стефан Альбине (Stеphane Albinet), молодой звукооператор, который работает с Лунгиным со времен 'Олигарха' и считает Россию своей второй родиной.

После грандиозного двухсерийного исторического эпоса Эйзенштейна (1944-1946), впечатляющая фигура Ивана Грозного не появлялась на широких экранах. Лунгин, в отличие от своего именитого предшественника, не стремится создать страшную сагу о молодом царе, ставшем грозным воителем и одержимым деспотом. Он сосредотачивается на сложной личности Ивана, чтобы показать противоречивость русской души: 'Я снимаю не исторический фильм, а поэтическую, символическую, психологическую и духовную картину. В ней я показываю человека, в котором переплетаются различные ипостаси: тирана, настоящего художника, религиозного человека, чья вера окрашена эсхатологическими тонами, и в то же время садиста и любителя оргий. Это - ключевая фигура для российской истории и даже для русской души: он изменил как одну, так и другую, и его тень все еще парит над нами. Ивана до сих пор любят и уважают, сейчас даже существует движение, ратующее за канонизацию царя, который убил настоящего святого, коим являлся Филипп. Это порождает много вопросов. Почему мы любим тиранов? Откуда этот вкус к миру кровавого исступления, где от тебя требуют самопожертвования, ничего не давая взамен? Иван первый уничтожил договор между властью и народом, первым установил абсолютную власть, чьим единственным мерилом была страсть: он хочет, чтобы ему не только повиновались, но и возлюбили, как Бога. Нелюбовь к себе он считает грехом и карает за отсутствие любви'.

___________________________

Россияне воскрешают страшную память об Иване Грозном ("The Guardian", Великобритания)

Иван Грозный и Распутин новые святые? ("Berliner Zeitung", Германия)

Павел Лунгин в поисках русской духовности ("Le Figaro", Франция)