На этой неделе Европейский Союз проводит свой первый саммит с Россией после того, как Владимира Путина на посту президента России сменил Дмитрий Медведев. Европейским лидерам представляется столь необходимая возможность задать новый тон в отношениях с Москвой.
При Путине роль России на международной арене стала гораздо более заметной, однако продолжились злодеяния в Чечне; кроме того, Путин разрушил многие завоевания эпохи гласности в сфере гражданских свобод, придушив независимые голоса в прессе и гражданском обществе. Однако поскольку европейские лидеры постоянно помнят, что зимой без российского газа бывает очень холодно, а Путин относится к любой критике все более нетерпимо, ЕС стал сквозь пальцы смотреть на соблюдение своих основных ценностей, превратно считая, что обсуждение вопросов прав человека может навредить оборонным и энергетическим интересам Европы. Местом проведения саммита Россия выбрала сибирский нефтяной регион Ханты-Мансийск, и, скорее всего, это не что иное, как слабо завуалированный намек на ее экономическую мощь. Однако между ЕС и Россией растет взаимозависимость; России столь же необходимо продавать свой газ в Европу, сколь Европе - его покупать.
При Путине Европейский Союз согласился снизить уровень разговоров о правах человека с саммитов до консультаций, проходящих два раза в год. Следующий раунд таких консультаций должен состояться в октябре, и тема, например, Северного Кавказа, в рамках которой можно было бы обсудить безнаказанность преступлений, совершаемых в Чечне, даже не стоит в повестке дня.
Медведев уже неоднократно выступал за установление в России реальной власти закона, за борьбу с коррупцией и активизацию гражданского общества. И даже несмотря на то, что его политическая независимость от наставника, Путина, занимающего сейчас пост премьер-министра, пока неочевидна, нынешний саммит - это тоже своего рода возможность, хотя бы потому, что Путин на него не едет. Саммит - это шоу Медведева, и возможность для всех лидеров делать то, что они и должны делать при встрече один на один: устанавливать доверительные отношения, обсуждать обоюдно важные вопросы; может быть, даже достигать консенсуса.
Важность и безотлагательность обсуждаемых вопросов, меж тем, не подвергается сомнению. Уже тридцать четыре раза Европейский суд по правам человека указывал России на применение пыток, 'исчезновения' людей и расстрелы без суда и следствия в Чечне. Компенсации потерпевшим Россия выплачивает, однако не обращает внимания на предписания суда провести реальное расследование и искоренить первопричины злоупотреблений. И лидеры ЕС должны заявить Медведеву - как другу, - что подчинение решениям суда покажет и внутренней, и международной общественности, что Медведев действительно самостоятелен и всерьез намерен устанавливать в России систему, которую Путин в свое время назвал 'диктатурой закона' - а не просто диктатуру.
Лидеры ЕС должны заявить Медведеву, что правительство России должно перестать вмешиваться в работу неправительственных организаций и прекратить избирательное применение законов и подзаконных актов, которое сегодня используется против организаций, занимающихся такими сложными темами, как наблюдение за выборами и соблюдением прав человека. Например, власти Самары недавно подвергли организацию прав избирателей 'Голос' целому ряду придирчивых и запугивающих проверок. Директора организации вынудили пройти тесты на наркотики и психическое здоровье, а офис 'Голоса' закрыли на три месяца, якобы за нарушения противопожарной безопасности. Многие другие организации тоже вынуждены тратить на борьбу с бюрократами огромные деньги и массу времени.
Европейский Союз - крупнейший в мире альянс демократических стран, основанный на принципах приверженности свободе и законности. Поскольку Россия - его ключевой сосед и партнер, ее уважение к этим принципам критически важно для поддержания здорового партнерства. И с этической, с экономической точек зрения понятно, что Россия на границе ЕС должна быть демократической и открытой.
____________________________________________
Литовцам захотелось большего. . . а русских все это, похоже, нисколько не беспокоит ("The Economist", Великобритания)
Анализ: будущее отношений ЕС-Россия ("United Press International", США)
Витаутас Ландсбергис: 'Москва ни в грош не ставит Евросоюз' ("L'Express", Франция)