Новый российский президент в этот четверг принимает в городе Западной Сибири глав европейских государств и правительств. В центре переговоров будут находиться вопросы энергетики.
Если еще у кого-нибудь и оставались сомнения в том, что энергетические вопросы играют важную роль в европейско-российских отношениях, его должен был окончательно в этом убедить выбор города для проведения саммита Россия-ЕС, который начинается в четверг вечером. Что это? Дипломатическая шпилька в адрес европейцев? Как бы то ни было, российское руководство выбрало Ханты-Мансийск, уединенный город в Западной Сибири, который несколько лет назад стал 'Русским Дубаем' благодаря близлежащим нефтяным месторождениям - более 70% запасов страны . . .
Этот саммит станет в первую очередью прекрасной возможностью познакомиться с новым президентом России Дмитрием Медведевым, чья инаугурация состоялась в мае с.г. Его кандидатуру на президентский пост 'выдвинул' Владимир Путин, ставший премьер-министром своего преемника, молодого 42-летнего российского президента, невысокого, хрупкого телосложения, который, как многие полагают, является лишь бледным подобием своего вездесущего предшественника.
Однако после вступления в должность Дмитрий Медведев озвучил главные цели и задачи своего президентства. Цели и задачи, которые должны прийтись по душе западным экспертам, но которые на деле могут вылиться в 'косметический ремонт', а не глубокие изменения курса российской политики. Например, во время своего первого заграничного вояжа в Германию новый президент говорил о европейской России и предложил заменить НАТО, отмеченную 'холодной войной', на евроатлантический союз от Ванкувера до Владивостока.
Однако постоянный представитель России в ЕС Владимир Чижов, на протяжении многих недель утверждает, что не стоит ожидать кардинальных изменений в российской внешней политике. Значит, позиция России останется прежней и по вопросу независимости Косово, против которой Москва категорично выступает, и в конфликте вокруг двух сепаратистских регионов Грузии - Абхазии и Южной Осетии, - пользующихся поддержкой Москвы. А появление рядом с премьер-министром Путиным Юрия Ушакова, бывшего посла России в Вашингтоне и 'ястреба' российской дипломатии, позволяет предположить, что глава правительства разрабатывает внешнеполитический курс, 'параллельный' кремлевскому - консервативный противовес возможным 'либеральным' поползновениям своего преемника.
Изменение стиля
Дмитрий Медведев также обозначил главные направления своей экономической политики: борьба с коррупцией и бедностью, поддержка средних и малых предприятий и уменьшение роли государства в экономике. Однако в сверхбюрократизированной стране, чей экономический рост, наблюдающийся в последние годы, зиждется на нескольких крупных государственных предприятиях, программа Дмитрия Медведева по меньшей мере амбициозна. Президент России меняет скорее не курс, а стиль, в том числе в отношениях с западными партнерами. Лидеры ЕС после язвительности Владимира Путина и его ядовитых фраз ожидают от нового российского президента более вежливого тона и политики большей открытости, поэтому они возможно излишне оптимистично воспринимают 'либеральные' манеры Медведева.
Тем временем ни одна из важных и деликатных проблем с повестки дня не исчезла, не составляет исключение и энергетика, основной вопрос этого саммита. Брюссель, обеспокоенный доминирующими позициями Москвы в этом секторе, хотел бы видеть российскую энергетическую отрасль более прозрачной. Москва же и ее газовый гигант 'Газпром' возмущаются европейской протекционистской политикой и стремятся к более масштабному присутствию в Западной Европе.
Сменился не только глава Кремля, вся страна стала другой. Когда Брюссель и Москва подписывали свое первое партнерское соглашение в 1997 году, Россия была ослаблена, она еще не оправилась после катастрофических последствий развала СССР. Одиннадцать лет спустя двадцать-семь государств-членов ЕС, огорошенные ирландским 'нет' Лиссабонскому договору, имеют дело с партнером, 'накаченным' мировыми ценами на нефть. Им нужно будет попытаться заключить соглашение о стратегическом партнерстве со своим основным газовым поставщиком. Задача не из легких, особенно если учесть, что до вступления в силу этого соглашения в его пользу должен будет высказаться каждый из двадцати семи членов Евросоюза . . .
____________________________
Россия после Путина ("The Guardian", Великобритания)
Лидеров ЕС отправили в Сибирь - на переговоры, символизирующие переход власти ("The Times", Великобритания)