Данный материал публикуется в рамках акции 'Переводы читателей ИноСМИ.Ru'. Эту статью обнаружил и перевел наш читатель Gerolf, за что мы ему крайне признательны
__________________________________________________
На прошлой неделе министр обороны Германии Франц Йозеф Юнг (Franz Josef Jung) заявил, что его страна поддерживает создание в Чехии американского радара. Это заявление, возможно, и не столь уж весомо: министр Юнг - член ХДС (CDU), а эта партия состоит в более дружеских отношениях с США, чем левые. Да и сказал это 'всего лишь' министр, а не, например, Ангела Меркель (Angela Merkel). Однако Юнг сделал данное заявление во время визита в Чехию, и он - один из компетентных министров. А если кто и умеет договариваться с русскими, то это, конечно, скорее немцы, чем чехи.
Изменение немецкой позиции может стать ключевым моментом для всего 'процесса по радару'. Конечно, немцы ничего не решают, однако несогласие и более чем прохладное отношение к радару многих стран ЕС являлось одним из главных аргументов его противников. Если немецкие социал-демократы тоже изменят свою позицию по этому вопросу, очевидно, что в ближайшем будущем это сделает и чешская социал-демократическая партия, политика которой в последнее время все теснее переплетается с политикой немецких и австрийских социал-демократов. Вполне вероятно, что 'любимец фортуны' Мирек Тополанек стоит в двух шагах от очередного успеха в своей карьере.
Радар и интересы России
Многие защитники радара искренне верят, что он будет направлен исключительно на Иран. Другие надеются, что радар возьмет на мушку, прежде всего, Россию. Третьи считают, что, в любом случае, в вопросе о радаре поддаваться давлению России нельзя. Сейчас главное - не позволить русским расширить или вернуть себе сферу влияния. С этим можно согласиться на все сто процентов, при этом следует подчеркнуть, что установка радара - одно из условий, ограничивающих экспансию российской сферы влияния.
Наибольшее беспокойство в вопросе с радаром вызывает то, насколько односторонне его понимают люди: 'Если у нас появится американская база, мы станем, наконец, частью Запада, сможем себе спокойно полеживать на боку, а Россия сюда уже никогда не сунется'.
Однако это совсем не так. Само географическое положение Чехии предопределяет, что здесь всегда будет сталкиваться влияние Запада и Востока. Каждая новая устойчивая институциональная привязка к Западу - вещь прекрасная, но одного этого не достаточно.
Где русский чувствует себя как дома
Зададим себе вопрос: какая опасность грозит нам со стороны России? Возрождение коммунизма и территориальная экспансия? Маловероятно - никаких признаков этого нет. Скорее, нам угрожает экспорт государственного полуфашизма, соединенного с уязвленным имперским национализмом. Для России гораздо проще заниматься не территориальной экспансией, а экспортировать свою политическую и правовую культуру - культуру темных связей между бизнесом и политикой, двойных правовых норм для обычных граждан и для представителей элиты, явных и скрытых мафиозных структур и политических решений, где российский предприниматель, политик и мафиози чувствуют себя как дома.
Русских устраивает такой мир, они хотели бы, чтобы такой была вся Европа, прежде всего, бывшие страны-сателлиты: Прибалтика, Польша, Словакия, Чехия, которые еще только строят устойчивое правовое государство. Это легко проиллюстрировать одним примером. Рядом с Карловыми Варами российский предприниматель построил без соответствующих разрешений целый коттеджный поселок, а местные власти боятся его снести. Эта бесконечно обсуждаемая история уже надоела даже журналистам. Вопрос, чего боятся чиновники и представители власти? Кто-то угрожал их детям? Или у кого-то на них есть компромат? В любом случае, здесь появляется среда, в которой русские чувствуют себя как дома.
Однако и нам не стоит считать себя дилетантами. Когда власти заключают тайные договоры, это вряд ли можно назвать западным поведением. Например, закулисный договор с 'Номурой' или тайный договор государственной компании 'Чешские авиалинии' о продаже фирмы 'CS Cargo'.
Восточное право - это также внезапные, без предварительного обсуждения, изменения юридических норм, выгодные отдельным предприятиям. 'ЧЭЗ' ('Чешские энергетические заводы' - прим. перев.) желает и дальше скупать собственные акции? Быстро и без вопросов меняется Торговый кодекс, который иначе рассматривал возможности подобной покупки. Сюда же можно отнести проекты поправок к законам, подаваемые в последний момент. Кому это выгодно? Чем менее предсказуемы судебные решения, тем более удовлетворенным чувствует себя российский государственный мафиози.
Один из множества кирпичиков
Такой же прессинг ощущался и в деле Чунека (политика, обвиняемого в коррупции - прим. пер.). Что у нас, в конце концов, - независимая юстиция или некая российская 'прокуратура' (в России прокурор носит мундир), танцующая под дудку властей?
К характерным признакам Востока у нас можно отнести набирающий обороты игорный бизнес и бизнес, связанный с лотереями, с сексом. И его врастание в государственные структуры и парламент. Если мы не наведем у себя порядок, то попадем в сферу российского влияния, построй мы хоть пятьдесят американских радаров.
И никакие американские солдаты не помогут нам построить транспарентное и предсказуемое правовое государство. Я не хочу этим сказать, что радар для нас не важен. Наоборот, это только один из множества кирпичиков, которые помогут нашему обществу прочно закрепиться на Западе.
___________________________________________________
Автор перевода читатель ИноСМИ.Ru - Gerolf
Примечание: редакция ИноСМИ.Ru не несет ответственности за качество переводов наших уважаемых читателей
___________________________________________________
Противоракетная оборона ("The Washington Times", США)
Заработать на радаре ("Radio Praha", Чехия)